02.05.2012

Тайны биографии Леонардо да Винчи

Великий художник, анатом и естествоиспытатель. В эти дни исполняется 560 лет со дня его рождения. Он был поистине универсальным человеком. Впрочем, его универсальность проявлялась и в такой интимной сфере, как любовь...

Чем дальше в глубь веков удаляется великий Леонардо да Винчи, тем больше вопросов вызывает его поистине уникальная личность. Великий художник, анатом и естествоиспытатель. В эти дни исполняется 560 лет со дня его рождения. Он был поистине универсальным человеком. Впрочем, его универсальность проявлялась и в такой интимной сфере, как любовь. 

Ох, и хитер же был старик Леонардо! Мало того что озадачил разного рода загадками, оставив потомкам чертежи невероятных по тем временам машин, изобразив таинственную улыбку Джоконды, зашифровав предсказания будущего в своих научных работах. Так он еще скрывал все, что касается его личной жизни. О том, что у великого мастера было много друзей и учеников,  знают все. А вот была ли хоть одна женщина, которая бы свела его с ума? Нет о том достоверных сведений. В официальный брак он точно не вступал, а вот что касается амуров, то тут полный туман.
Впрочем, сохранился в архивах черновик одного письма. Начинается это послание жаркой фразой: «Возлюбленная моя богиня…» Историки таки докопались, кому адресованы эти нежные слова. Будто бы Чечилии Галлерани. Как выглядела эта прекрасная дама, мы знаем благодаря художественному дару великого Леонардо. 
Работая при миланском дворе, он написал портрет этой 17-летней прелестницы. До нас даже дошли сведения о ней. Будто бы девушка слыла близкой подружкой Лодовико Сфорца, миланского герцога. Но и с Леонардо она была хорошо знакома. Их представили друг другу в замке герцога. Девушка тянулась к знаниям. Оно и понятно: ими в те времена обладали исключительно мужчины. Среди них эта забавница и умница выбирала самых богатых и необычных.
Но вот пробежала ли между ней и да Винчи искра или они ограничились лишь жаркими дискуссиями? Понять это трудно. Специалисты уверяют, что слог письма художника к Чечилии может ни о чем и не говорить. Тогда таким высоким и красивым слогом обращаться к даме считалось делом обычным, и никакого намека на секс в таких словах не содержалось. А жаль…
И если про наличие дам рядом с великим Леонардо ничего доподлинно не известно, то рассказы о его пристрастии к очаровательным юношам донеслись и до наших времен. Эту тему искусствоведы страстно обсуждают, когда спорят, кто же изображен на самом знаменитом из его портретов. Разумеется, речь идет о непревзойденной Джоконде. Считается, что с картины на нас смотрит Лиза Джерардини, супруга флорентийского купца, торговавшего шелком. Но есть такие, кто полагает, будто с портрета нам улыбается юноша.
По этой версии на картине изображен красавец Джан Джакомо Капротти. Этот миловидный парнишка работал в мастерской Леонардо с 1490 по 1520 год. Он попал в мас-терскую да Винчи 10-летним ребенком. А в историю вошел еще и под именем Салай, что означает «маленький дьявол». 
Салай неоднократно становился моделью для работ да Винчи. Его черты можно узнать и на других полотнах художника. С него написаны две картины – с изображением святого Иоанна Крестителя и «Воплощенный ангел». А еще существуют эротические наброски, на которых Капротти предстает в чем мать родила. Этот образ стройного, кудрявого, женоподобного юноши проглядывает во всех картинах мастера. У него длинный тонкий нос, узкие губы и миндалевидный разрез глаз.
То, что Салай был любимой моделью художника – это достоверный факт. И наверняка некоторые его черты Леонардо мог придать Моне Лизе. Впрочем, если присмотреться, Джоконда действительно очень похожа на Иоанна Крестителя.
Так кем был «дьяволенок»? Не исключено, что не только натурщиком, но еще и делил с Леонардо и быт, и постель. Тогда такие отношения между учителем и учеником не считались зазорными. 
Впрочем, не все исследователи согласны с версией, что да Винчи запечатлел в образе Моны Лизы свою тайную страсть к юноше. По их мнению, все образы, которые рисовал Леонардо, чем-то похожи друг на друга. Они являют собой абстрактный идеал красоты того времени. И если присмотреться, то в них можно отыскать черты и мужской, и женской красоты. Не исключено, что Леонардо мог начинать свою знаменитую работу как портрет Лизы Джерардини. Но за годы картина претерпевала изменения, в нее вносились поправки, она обретала черты дорогих его сердцу людей и превратилась в нечто другое – в идеализированный портрет.

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика