00:00, 27 Марта 2010 Версия для печати

Российское авторское общество ставит страну на счётчик

Российское авторское общество (РАО), собирающее в пользу поэтов и композиторов отчисления за любую музыку, звучащую в общественных местах (на публичных концертах, в ресторанах, бассейнах, парикмахерских, маршрутках и так далее), рано или поздно должно было напороться на острый камень.

Скандал, который случился еще в сентябре прошлого года в Самаре, когда представители РАО потребовали денег с хора ветеранов, исполнявших песни о войне в городском парке, получил своё продолжение на днях. 

Историей с ветеранами заинтересовалась Госдума ( правда не сразу — непонятно), и на этой неделе сюжет о «наезде» РАО на ветеранов сняли «Вести». Защитники авторских прав, пожалуй, впервые за всю их историю пошли на попятную и наспех сварганили в адрес депутатов предложение сделать 9 мая «днём свободного использования музыкальных произведений».

Но самарские ветераны пели вовсе не 9 мая, а 11 сентября. Да и вообще предложение диковатое.

РАО ссылается на мировой опыт: мол, в цивилизованных странах авторские полагается платить всем. Но в России, как всегда, мировой опыт приживается в весьма гипертрофированной форме.

Представьте: у вас бизнес. Допустим, фитнес-центр. К вам приходят сначала пожарные, потом налоговая, потом ещё кто-то из этой же серии вечно голодных чиновников. И только вы с ними разобрались — приходят «музыкальные инспекторы». И «напевают» вам о том, что за музыку, под которую занимаются любители здорового образа жизни, вам надо бы перечислить им деньги — таков закон об авторском праве.

А потом к вам приходят «музыкальные инспекторы» из другой конторы и объясняют, что авторские права — это ещё полбеды, существуют ещё и смежные, и за них тоже надо заплатить. Потому что поэты, композиторы, а также те, кто потом получил на их песенки права, жутко потели и в неимоверных страданиях работали над своими шедеврами, например, «Не люби мне мозги».

И хотя им уже неоднократно заплатили и исполнители, и издатели (а то и кинопродюсеры, если удалось «вписаться» в саундтрек), поэтам и композиторам (с трудом сдерживаю себя, чтобы не закавычить оба эти слова) всё равно очень нужны деньги.  

Не менее интересно и то, каким образом РАО определяет, сколько и какой музыки звучит в публичных местах. Это же не вода — счётчики не поставишь. Разработанная защитниками авторских прав методика очень простая — берутся плей-листы радиостанций, а собранный куш делится в соответствии с тем, что крутит радио.

Тряся деньги со всех подряд (к примеру, одними из первых несколько лет назад под раздачу попали водители волгоградских маршруток, к которым в парк пришли инспекторы), авторское общество оставляет себе проценты. То есть заинтересованность в деньгах — самая прямая. А ещё, говорят, в их ведомостях существует графа «Неизвестные авторы». В таком случае перечислять деньги некому. И догадайтесь, на чьём счету оседают денежки? 

С деятельностью РАО в России, очевидно, нужно что-то делать. Потому что введение «налога на музыку» в нашей стране ни к чему хорошему не приведёт. Вот уже и режиссёры начали возмущаться: мол, интересно, почему же это композитор, написавший, не вставая с дивана, музыку к фильму, получает свою копеечку с каждого киносеанса, а человек, который в течение года, а то и двух, корячился на съёмочной площадке, не получает ничего?

А ещё можно брать деньги со всех, кто любуется зданиями, - в пользу архитекторов. Со всех, кто фотографируется с памятниками, — в пользу скульпторов. А если ты испёк булочку, которая попала на витрины супермаркетов, тебе тоже, по логике, полагается платить за каждый просмотр. Не говоря уже о том, если ты её съел. И жизнь получится как в «Пластилиновой вороне»: не стойте и не прыгайте, не пойте, не пляшите.  

Кстати, надеюсь, за использование этой строчки в своей колонке я должен Эдуарду Успенскому не так много. На всякий случай деньги отложил в офисе. Приходите.

Подписаться на новости

Введите Ваш email:
email рассылки



Новости Партнеров

Loading...

Новое на сайте

00:09, 10 Декабря 2016
Выпускающий редактор Sobesednik.ru Александр Минайчев — об итогах протестных событий пятилетней давности
»
00:01, 10 Декабря 2016
Обозреватель Sobesednik.ru Михаил Осокин – о проникновении «Закона Божьего» в школьное образование
»
22:04, 09 Декабря 2016
Ежегодно зимняя хроника ЧП пополняется историями о пострадавших от сосулек, напоминает Sobesednik.ru
»