Режиссер фильма "Географ глобус пропил" Александр Велединский: Взрыв не бывает вечным, а я - не садист...

Репутация Александра Велединского в отечественном кино неопровержимо доказывает: культовый режиссер – не тот, кто делает много хорошего, а тот, кто не делает плохого. Один из сценаристов «Бригады» – он сегодня, пожалуй, самый живой и русский

Фото: Александр Велединский //

Репутация Александра Велединского в отечественном кино неопровержимо доказывает: культовый режиссер – не тот, кто делает много хорошего, а тот, кто не делает плохого. Один из сценаристов «Бригады», постановщик «Закона», «Живого» – он сегодня, пожалуй, самый живой и русский.

Подхватив замысел Валерия Тодоровского экранизировать ранний роман Алексея Иванова «Географ глобус пропил», он победил на «Кинотавре» с картиной, которую ни разу никто не обругал.

Князь Служкин

– Ну поздравляем, ты умудрился угодить всем...

– Да-а, меня самого это поначалу пугало.

– «Географ» – действительно хорошее кино.

– Я знаю (смеется).

– Но можно ли сказать, что оно дает нам нового героя?

– Скорее хорошо забытого старого. В нем есть многое от героев Янковского, например, об этом мне часто говорят. Лёша Иванов сформулировал, что это «такой князь Мышкин». А я его назвал «князь Служкин». Все-таки герой «Идиота» немножко морализатор. А Служкин показывает людям их грехи через себя, он – их зеркало... И при этом он их всех любит, но любит без сюсюканья, у него за всех болит сердце.

– Это прямая цитата из «Уленшпигеля»: «я – ваше зеркало».

– Почему бы и нет? После одного из показов к нам подошла пожилая учительница, благодарила за картину, а потом сказала: «Вы показали, каким не должен быть учитель, но каким должен быть человек». Он, конечно, не воспитывает детей как наставник: он заставляет их взрослеть, взваливает на них ответственность за себя – и в результате они действительно меняются и проходят этот речной порог без него, сами.

– А это уже Карлсон.

– Вот эта мысль мне очень нравится. Да, князь Служкин, князь Уленшпигель, князь Карлсон...

Белая ворона Маша Большакова

– Так твой герой не такой уж пассивный, получается? Он хитрый манипулятор?

– Он и не пассивный. Просто он это не всегда проявляет. Даже когда ученики его в первый же день похода снимают с должности главного, он не спорит, не пытается вернуть авторитет, сидит на плоту где-то сзади и робко просит слова, но когда уже видит, что впереди камни, кричит: «Убьемся сейчас на хрен!» – он снова лидер, и его слушаются безоговорочно. А потом опасность миновала – и он опять географ, пропивший глобус. И когда он наверху, на скале, инструктирует ребят перед прохождением порога – он лидер, и никому не приходит в голову спорить. Он просто видит, что все равно всё вокруг – вода и она течет себе...

– В книге старшеклассница Маша – более положительный образ. То есть она там все же поумнее, чем в фильме. У вас-то получилось, что не так страшны хулиганы, как одна глупая восторженная девочка...

– Да я бы так не сказал... Она тоже немного белая ворона – поэтому у них и возникает хоть какой-то контакт... Но, с другой стороны, как раз две белые вороны и не могут найти общего языка – одинаково заряженные частицы отталкиваются. И в результате с ее одноклассником Градусовым они оказываются ближе друг к другу.

Градусов великолепно сыгран. А откуда этот мальчик?

– Андрей Прытков? Он на момент съемок был школьник, а сейчас учится у себя в городе в местном институте культуры. Но я, конечно, хотел бы забрать его в Москву.

– И очень хороший актер – полный мальчик, который говорит, ворочая веслом: «Думал, отдохну...»

– А, смеялись? Это я ему эту фразу вложил. Да, он отличный. Он, кстати, чуть не погиб у нас. Поскользнулся на камне, упал в воду, и его понесло... Тут же прыгнул каскадер и вытащил его, секунд пять все это продолжалось. Но он говорит, что за эти пять секунд все про свою жизнь успел понять.

– А как снимали проход порогов?

– С каскадерами, естественно. Я же не садист, у меня нет привычки истязать актеров.

Хабенский раскрылся по полной

– А где вы снимали заброшенную деревню?

– Это настоящая деревня. Здание – это водокачка, туда приезжает на неделю один пьяный мужик или одна пьяная баба – дежурить. И больше никого...

У нас там была смешная и горькая история. Помните эпизод, где они только приехали на станцию? Там в этом поселке рядом с новой станцией сохранилась старая – полуразрушенная, ее давно уже не используют. И на ней стоит ряд виселиц! Ну, конечно, не виселиц, а какие-то это были столбы, стойки, может, крыша на них когда-то держалась. Но выглядят как виселицы. Мы, как это увидели, ахнули! Всё, решено, здесь снимаем. За три дня до съемок приходим туда – а все столбы спилены! Это кто-то из администрации узнал, что будет сниматься кино, и велел все убрать – чтобы было чисто и красиво... Так вот они по-своему решили. Мы чуть не заплакали. В общем, наш художник все это восстанавливал. Это как раз сцена, где Хабенский приходит в себя после попойки в электричке, поднимает голову: «Кто-нибудь видел?»

– Да, это отлично.

– Это его импровизация была. Вообще, он здесь раскрылся по полной, конечно.

– И сам плавал в ледяной воде?

– Сам. Простуженный, с температурой тридцать восемь. Конечно, в гидрокостюме, но гидрокостюм не больно-то спасает, когда ныряешь с головой.

– Очень интересно, что говорят дети о фильме.

– Пока все в восторге. Не знаю, узнают ли они в этих учениках себя, но отзывы очень хорошие.

Читайте также:

"Листопад" запорошил "Географ глобус пропил"

Стало известно, почему Константин Хабенский скрывает правду о личной жизни

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика