Дмитрий Быков: Без Ксении Собчак святость Чулпан Хаматовой была бы не так ослепительна

Лично я двумя руками за то, чтобы Чулпан Хаматова и Дина Корзун получили Нобелевскую премию мира

Лично я двумя руками за то, чтобы Чулпан Хаматова и Дина Корзун получили Нобелевскую премию мира.

Не потому, что эта идея исходит от симпатичного мне Дмитрия Муратова. Не потому, что выдвигать их будет столь же симпатичный мне Михаил Горбачев. В конце концов, с Муратовым и Горбачевым у меня масса принципиальных несогласий, так что как-нибудь стерпели бы они и еще одно. Дело даже не в самих Хаматовой и Корзун, поскольку у меня и к ним есть вопросы – и человеческого, и профессионального свойства. Но кто я такой, чтобы задавать эти вопросы? Кого они волнуют вообще?

Обществу нужны бесспорные нравственные ориентиры – вот я про что. А у нас сейчас очень мало вещей, по которым есть полноценный консенсус. Ведь не может же выжить страна, в которой ни в ком нет согласья по базовым проблемам. Хорошо ли помогать детям? Полезно ли заниматься благотворительностью? Слава Богу, что хотя бы в этих простых принципах мы едины. Если нет в стране нравственного авторитета, куда она катится?

Долгое время таким нравственным авторитетом был у нас, скажем, академик Лихачев. И тоже у меня были весьма серьезные вопросы и даже, страшно сказать, претензии к академику Лихачеву, но лучше было их не высказывать, потому что, если каждый начнет разговаривать про духовных столпов, что же это будет? Я один раз попробовал – в статье «Иерарх, или О государственном интеллигенте», – так мне ее до сих пор простить не могут. Ну просто есть люди, относительно которых наше пестрое, ни в чем не согласное общество достигло согласия, гражданского то есть мира. Тот, кто заставил Россию согласиться хоть в чем-нибудь – хотя бы в том, что есть детей нехорошо, – уже достоин Нобелевской премии мира, серьезно говорю. Даже Владимиру Путину, даже Патриарху Кириллу это не удалось – они продолжают вызывать к себе крайне неоднозначное отношение, которое, глядишь, при серьезном падении цен на нефть станет вовсе уж неоднозначным. А Чулпан Хаматовой удалось невозможное: даже ее участие в политическом пиаре Путина рассматривается как героическая жертва. Хотя она как минимум единожды вполне гласно заявила, что рук ей никто не выкручивал.

Так что я настаиваю на том, чтобы Чулпан Хаматовой как можно скорее выдали Нобелевскую премию мира и Дине Корзун тоже. У страны, если она не хочет погибнуть, должны быть святые, желательно живые. И если Корзун и Хаматова готовы пожертвовать многим, чтобы заполнить эту многого требующую нишу, – это вполне достаточный повод, чтобы выделить им Нобелевку.

Я только просил бы и даже настаивал бы, чтобы эту премию мира дали еще и Ксении Собчак. Потому что относительно ее страна тоже совершенно едина (она ее дружно ненавидит) и Ксения много для этого сделала. Без нее святость Хаматовой и Корзун была бы далеко не так ослепительна. А ненависть ведь тоже цементирует страну, и выдерживать ее гораздо трудней, чем всенародную любовь. Кроме того, я почему-то уверен, что Собчак уж точно всю эту премию потратит на благотворительность, а прессе скажет, что прогуляла ее за границей. И это будет хорошо в благотворительном и благотворительно в моральном отношении.

Уважаемые посетители Собеседник.ру! А нужно ли, по-вашему, выдвигать Чулпан Хаматову на Нобелевскую премию мира? Примите участие в нашем ОПРОСЕ!

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика