Рассеянный гений или умственно отсталый?
Как понять, почему ребенок плохо учится в школе? Капризничает? В чем проблема детской концентрации внимания? На эти вопросы отвечает наш эксперт.
Как понять, почему ребенок плохо учится в школе? Капризничает? В чем проблема детской концентрации внимания? На эти вопросы отвечает наш эксперт.
Елена Жидкова
детский невролог, Москва
? Часто бывает, что умный и сообразительный ребенок по непонятной причине плохо учится в школе. В чем может быть дело?
– Причиной может быть недостаточная концентрация внимания. Сейчас, к сожалению, это очень распространенная проблема. Как и когда надо начинать развивать у ребенка эту концентрацию? В самом раннем возрасте. Например, обращая внимание на поведение месячного ребенка: как быстро он фиксирует взгляд, как долго может следить за предметами? Как долго может уже подросший ребенок играть, смотреть книжку, слушать, когда ему читают? Как ведет себя ребенок – быстро ли успокаивается, переключает внимание? Даже то, как ребенок ест и спит, играет большую роль.
? Что должно насторожить родителей, какие признаки проблем с вниманием проявляются в раннем возрасте?
– В самом раннем возрасте родители могут заметить позднее начало слежения ребенка за игрушками, задержку в формировании фиксации взгляда. Быструю потерю интереса к игрушкам. Капризность, плохой сон. В более взрослом возрасте один из заметных признаков проблем с концентрацией – это затруднения в становлении речи. Настораживает, если ребенок не может долго играть с одними игрушками. Перебегает с места на место, не слушает, когда ему читают книжку или пытаются что-нибудь рассказать.
? Как проверить, умеет ли концентрировать внимание ребенок? Какими навыками концентрации он должен обладать и в каком возрасте?
– Если ребенок в возрасте одного года практически не может сконцентрироваться на каком-нибудь предмете или игре или на чтении книжки хотя бы на 2–4 минуты, то он – в группе риска по нарушению концентрации внимания. В 2 года этот показатель вырастает до 6–10 мин., а в 5 лет – до 20–25 минут.
? Какие верные признаки того, что внешне нормальный ребенок не может учиться в обычной школе
– Этот вопрос должны решать специалисты – неврологи, нейропсихологии и педагоги.
? Можно ли отличить «рассеянность гениальности» от умственной отсталости? Правда ли, что некоторые очень одаренные дети не могут учиться в обычной школе? Что с ними делать?
– Вопрос неоднозначный. Гениальности (то есть необыкновенной одаренности ребенка в какой-то одной области) зачастую сопутствует социальная дезадаптированность – как проявление неравномерного развития мозга (кстати, вопрос о нормальности гениальности – спорный: многие психологи считают, что на одном полюсе стоит гениальность, а на другом – аутизм).
Но способности и возможности социальной адаптации – разные вещи. Безусловно, к таким детям требуется индивидуальный подход. А вот озорные, одаренные дети, которым просто тесно в рамках обычной школы зачастую с не очень интересными педагогами, – это совсем другой вопрос. Еще одна проблема – мотивированность детей (то есть заинтересованность). Одаренный, но немотивированный ребенок никогда не будет учиться хорошо.
Александра Рачкова