Ученые выявили механизм рождения стволовых клеток крови

Фото: Medicimage/Global Look Press / Global Look Press

Исследователи обнаружили переключатель, который конвертирует кровеносные сосуды в стволовые клетки крови.

Группа ученых из Великобритании и Италии обнаружила переключатель, с помощью которого клетки кровеносных сосудов получают команду превращаться в стволовые клетки крови во время эмбрионального развития лабораторных мышей. Это открытие может поспособствовать успешным исследованиям в области создания новых клеток крови, пригодной для переливания.

Исследователи воспользовались технологией отдельных клеток, которая позволила им выявить два набора специфических факторов в работе клеток. Когда баланс этих факторов изменялся, то клетки сосудистых трубок конвертировались в стволовые клетки крови.

Кровеносные сосуды и клетки крови развиваются из стволовых клеток эмбриона. На деле стволовые клетки крови отвечают за генерацию всех типов клеток крови, развивающихся от сосудистых клеток, выстилающих стенки кровеносных сосудов. Данный процесс отмечается у рыб, птиц и всех млекопитающих, он критически важен для формирования клеток крови. Однако механизм, который сосудистые клетки используют для того, чтобы превращаться в стволовые клетки крови, был науке неизвестен.

Для понимания этого процесса ученые исследовали несколько факторов транскрипции, которые известны своей важностью при опухолях кровеносной системы. Для этого применялась мощная новая технология под названием транскриптомика отдельных клеток. Она и позволила выявить баланс между двумя наборами факторов транскрипции, нарушение которого приводило к созданию стволовых клеток крови.