Новости дня

19 июля, четверг






























18 июля, среда















В роли врача: какие рекомендации может давать работник аптеки

«Кузькин-спецвыпуск» №23-2017

Фото: Global Look Press
Фото: Global Look Press

Sobesednik.ru выяснил, какие именно советы имеет право давать фармацевт, а какие ни в коем случае.

Нормальный путь от проблемы до лечения должен выглядеть так: появились жалобы – пошел к врачу – обследовался, если нужно – получил рецепт на лекарство – купил его в аптеке – начал принимать, как доктор назначил. Распространенный путь, к сожалению, таков: что-то заболело – пошел в аптеку – купил, что захотел. В роли доктора в таком случае нередко выступает работник аптеки. Но имеет ли он на это право?

Может: рассказать, что есть в наличии

Рассказать – прямая обязанность аптекаря. Он должен выдать посетителю всю информацию о том, какие безрецептурные препараты есть в наличии, а если тот просит уточнить показания какого-то конкретно, ответить, что и когда принимается. На этом – все. Если посетитель решил, что это адекватная замена визиту к врачу, он волен выбрать препарат и купить его.

Не должен: советовать что-то конкретное

Но аптекарь не имеет права советовать что-то конкретное, потому что в дальнейшем не понесет никакой ответственности за это. Продать пациенту рецептурное средство без бланка он тоже не имеет права (хотя, увы, такое случается сплошь и рядом).

Может: порекомендовать посетить врача

Четко прописанных правил, по которым работник аптеки мог бы опрашивать посетителя, не существует, так что критериев, когда  можно что-то продать, а когда человека нужно отправить в поликлинику, у аптекарей нет. Но специалисты считают, что любая жалоба на долго существующую проблему или на то, что «лекарство не помогает» – повод порекомендовать обратиться к врачу. Впрочем, это не обязанность работника аптеки, а его право, профессиональная и человеческая этика.

Не должен: отказывать, если посетитель хочет купить другое лекарство

Работник аптеки может посоветовать обратиться к доктору, если «лучше не становится», но тем не менее не может отказать в продаже безрецептурного лекарства, если человек хочет купить что-то взамен порекомендованного врачом.

Может: предложить что-то подешевле

Классическая аптечная история: человек приходит с рецептом и просит продать ему что-то подешевле. Такое возможно, но с оговорками. Согласно приказу Минздрава, врачи обязаны выписывать рецепты по международным непатентованным названиям (МНН) – в тех случаях, если это возможно. В таком случае в аптеке пациенту действительно могут продать средство как подороже, так и подешевле. Но в некоторых ситуациях врачи назначают лекарства по их торговым наименованиям. В таком случае сам доктор должен объяснить пациенту, почему замена не подойдет. Дальше решать самому пациенту: если в аптеке он попросит что-то более дешевое, то ответственность за замену будет лежать на нем.

Не должен: советовать заменить дорогое дешевым

«Это очень дорого, купите лучше вот это – это то же самое, но дешевле» – такие рекомендации работник аптеки делать не вправе, если врач выписал рецепт на конкретный препарат, то есть по его торговому наименованию. Если по международному непатентованному (то есть по действующему веществу), то тогда аптекарь может подобрать то, что по цене устроит посетителя.

поделиться:





Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания

Собеседник 2019г
подписка -20%!