"Химиотерапия в обычных поликлиниках – это осложнения и большие проблемы"

Известный врач Анатолий Махсон рассказал Sobesednik.ru, чем грозит идея перенести химиотерапию в обычные поликлиники

Фото: Анатолий Махсон считает, что идея перевести химиотерапию в обычные поликлиники способна принести только вред больным // Global Look Press

Известный врач Анатолий Махсон рассказал Sobesednik.ru, чем грозит идея перенести химиотерапию в обычные поликлиники.

Ранее Sobesednik.ru сообщал о распоряжении, по которому Минздрав должен создать условия для проведения химиотерапии не в больницах, а в поликлиниках. Глава онкокластера МЕДСИ, бывший главврач Московской онкобольницы №62, заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор Анатолий Махсон считает, что идея перевести химиотерапию в обычные поликлиники способна принести только вред больным.

— Во-первых, это сейчас, в сущности, так и есть, — объясняет Махсон. — Кроме онкобольниц, существуют еще и онкологические диспансеры. Там есть кабинеты химиотерапии. А дальше все упирается в систему. Все, что там делается, снабжается по системе дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО): государство закупает препараты, больной их получает бесплатно и в диспансерах делает необходимые процедуры. Но нельзя сказать, что этих средств достаточно.

Весь поток больных в диспансерах обслужить не могут. По разным причинам. Есть тяжелые больные, которым в диспансерах делать такие процедуры невозможно. Сегодня, кстати, и в больницах есть дневные стационары. В общем, если развивать эту систему (кстати, похожая существует во многих странах), то идея в принципе правильная: в стационарах в условиях больницы должно проводиться порядка 5% процедур химиотерапии. То есть в больницах ее должны проводить тем пациентам, кому нельзя это делать амбулаторно. Но речь в любом случае должна вестись не об обычных поликлиниках, а о специализированных диспансерах.

[:image:]

— Инициаторы говорят, что это нужно для того, чтобы разгрузить больницы.

— Эта «новая» идея вовсе не нова: и сейчас химиотерапия делается в амбулаторных условиях. Ну вот если брать 62-ю больницу, там есть дневной стационар химиотерапевтический, где больные не лежат. Мы там делали 5 тысяч циклов химиотерапии в год. Перегруженности при этом не испытывали. Проблема-то в другом: мы это делали до тех пор, пока централизованно покупали лекарства.

Но сейчас в стационаре и в дневном стационаре — разная система оплаты. И, судя по всему, в дневном стационаре невозможно будет лечить, потому что не на что будет покупать лекарства. А диспансеры, повторяю, с таким потоком пациентов не справятся.

За границей, если мы смотрим на их опыт, действительно редко кладут больных в стационарные условия — только тяжелых. У нас госпитализируют гораздо чаще. Но ведь это же делается из-за организационных проблем, из-за финансирования, из-за лекарственного обеспечения. Если поменять систему и сделать все нормально в этом плане, тогда действительно можно будет подавляющему большинству пациентов проводить химиотерапию амбулаторно.

При этом больших материальных затрат не потребуется: будет нужен дополнительный персонал, ну, и, пожалуй, кресла закупить, куда больных сажать. Специалистов все равно нужно обучать — что для диспансеров, что для больниц: химиотерапевтов везде не хватает. По крайней мере, излишка точно нет.

И надо позаботиться о том, чтобы в диспансерах было достаточно кабинетов (чтобы не было очереди), чтобы хватало процедурных сестер. Все это организационно, в принципе, сделать нетрудно. Но, повторяю, пока не изменится система финансирования и снабжения лекарствами, эффекта это не даст.

— Получается, та система, которая существует сейчас в диспансерах, достаточна для того, чтобы решать вопрос, только делать это нужно не теми средствами, которые предлагаются?

— Да. Ведь если все это переводить в обычные поликлиники, проблем будет очень много. Я уж не говорю, что там обязательно должен быть онколог, который понимает, что это такое.

А самое главное — непонятно, для чего это делать. Ведь если существуют поликлинические диспансеры и они работают, зачем еще куда-то переводить эти процедуры? Любой диспансер сегодня имеет и стационар, и амбулаторную часть (в Москве, правда, это немножко по-другому: тут есть так называемые диспансеры, где лечат только амбулаторно, и такие, где амбулаторно проводят химиотерапию).

И чего тогда хотят поменять? Вообще убрать из стационаров химиотерапию? Теоретически можно. Но тогда нужно переоборудовать все в диспансерах. Как — я уже объяснил.

Но и то — полностью в больницах отказаться от химиотерапии не удастся, только сократить. Пожалуйста, уменьшайте количество коек, увеличивайте дневные стационары и проводите химиотерапию, не госпитализируя больного. Можно ведь, к примеру, расширить дневные стационары в больницах. Больной будет приезжать, днем ему будете капать, и потом он будет уходить. Ему не надо будет лежать и не нужно будет коек. И тогда можно будет значительно больше проводить процедур химиотерапии.

Я не понимаю, зачем это куда-то переводить? Тем более что и сейчас все это, как я уже сказал, есть. Есть химиотерапия в стационарах, есть химиотерапия амбулаторно... И за границей, к слову, то же самое — что-то типа дневных стационаров, куда больной приходит и ему капают химиотерапию. Но это не обычная поликлиника, а всегда специализированное отделение, где работают онкологи.

И по-другому нельзя — иначе будут осложнения и будут большие проблемы. Потому что работающий в таком отделении доктор должен знать специфику химиотерапии. И чем серьезнее химиотерапия, тем больше будет проблем в обычной поликлинике у врачей, которые не понимают, что происходит с пациентом. Там ведь совсем другое лечение. Менять нужно не место проведения процедуры, а систему финансирования и прочее.

[:wsame:][:wsame:]

Рубрика: Здоровье

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика