Новости дня

17 декабря, воскресенье

































16 декабря, суббота












Каким будет ваш мозг через десять лет и позже


С возрастом у человека формируется кристаллизованный интеллект // Global Look Press

О плюсах и минусах, которые несут с собой возрастные изменения памяти и мышления, — в материале Sobesednik.ru.

В возрасте двадцати лет запускается процесс старения мозга. Изменения, которые происходят, остаются незаметными до 50–60 лет. А вот дальше могут начаться проблемы.

Автор книги «Мозг на пенсии» Андре Алеман — профессор когнитивной нейропсихологии. Научную карьеру он посвятил изучению мозга и процессов его старения. И вот некоторые данные о том, как меняется мозг на протяжении жизни человека.

Как меняются наши умственные способности: научный взгляд на проблему

[:rsame:]

Извечный вопрос, который мучает многих: почему один человек и в 100 лет остается здоровым, бодрым и сохранным психически, а у другого уже к 60 годам начинаются нешуточные проблемы с памятью? Кто предрасположен к болезни Альцгеймера и как это выяснить? И как, собственно говоря, выглядит мозг пожилого человека и что это нам сулит? Пролить свет на эти тайны пытается в своих работах Андре Алеман.

Будучи студентом, он уже заинтересовался процессами старения мозга. Дипломная работа его была посвящена связи гормона роста и когнитивных навыков пожилых людей. С тех пор Алеман участвовал во многих исследованиях мозговых функций у стареющих людей, публиковал статьи в различных изданиях и стал признанным экспертом в этой области. С 2012 года он исследует функции мозга у пожилых людей, которые страдают от ухудшения памяти, однако довольно активных, способных жить самостоятельно и не имеющих диагноза «деменция» (слабоумие). За все годы научной деятельности профессор Алеман накопил огромный экспериментальный материал, который может объяснить процессы, происходящие с человеческим мозгом не только в старости, но и на протяжении всей жизни.

Гибкость мышления

Это удивительно, но французские ученые из университета Лотарингии обнаружили, что с возрастом пауки менее искусно плетут паутину и чаще ошибаются. Подопытным «кроликом» стал обыкновенный домашний паук (Zygiella x-notata). Исследователи проанализировали форму, частотность и количество дырочек в паутине. Рисунок паутины, сплетенной старыми членистоногими, был нерегулярным, а расстояние между нитями — слишком большим. У молодых особей паутина ровнее, более правильной, округлой формы. Ученые выдвинули гипотезу, что это связано с ухудшением состояния ЦНС (центральной нервной системы), однако ее еще предстоит проверить. Возможно, это даст ценную информацию о механизмах, которые лежат в основе снижения работоспособности человека с возрастом.

[:rsame:]

Начинают ли люди с возрастом хуже справляться со сложными заданиями? Скорее да, чем нет. Дело в том, что страдают «исполнительные функции»: планирование и координация действий, контроль, умение регулировать эмоции, адаптироваться к ситуации и восстанавливаться. Другими словами, это когнитивные процессы, благодаря которым мы можем контролировать свое поведение и сознательно им управлять. Например, вы куда-то опаздываете и видите, что загорелся желтый сигнал светофора, но в состоянии подавить импульс проскочить перекресток. Еще один пример: приготовление блюд. Эта деятельность очень сильно зависит от того, в каком состоянии наши исполнительные функции. Иначе просто ничего не выйдет!

Канадский ученый Фергус Крейк изучал способность к планированию и контролю над ситуацией, а также косвенно — проспективную память (она отвечает за запоминание задач, которым требуется уделить внимание в будущем) у молодых и пожилых людей в ходе приготовления обыкновенного завтрака. Это был виртуальный эксперимент. Испытуемые получили рецепты пяти блюд — от тостов до панкейков. Когда они начинали «готовить» то или иное блюдо, то выбирали соответствующую картинку на экране. Задача была такой: приготовить все блюда на завтрак одновременно, а пока еда готовится, накрыть «стол» (определенную зону на экране). В усложненном варианте теста нужно было переключаться между вкладками — каждое блюдо было на «своем» экране компьютера. Результаты получились любопытными. Участникам в возрасте 70 лет было труднее координировать готовку, чем 20-летним. Пожилые люди также хуже планировали действия, но только в сложном варианте теста. Таким образом, можно утверждать, что старым людям планирование и координация деятельности даются действительно хуже.

Скорость обработки информации (или скорость мышления) — еще один процесс, которому вредят годы. Пожилым людям требуется больше времени, чем молодым, чтобы усвоить новую информации и выдать реакцию. Иначе говоря, старикам не так просто понять, что им говорят (или что они читают), а также решить как поступить, учитывая новые данные. Сложности вызывает необходимость следить за оживленным разговором, готовка по незнакомому рецепту, попытки понять, что объясняет какой-то специалист, будь то врач или сантехник.

[:rsame:]

Надо сказать, что скорость обработки информации начинается уменьшаться с той же заветной цифры — с 20 лет. Однако это не мешает человеку нормально жить и работать еще приблизительно полвека. Ученый Тимоти Солтхаус занимается изучением связи старения и познавательных способностей. Он уверен, что замедление мыслительного процесса — основа всех других нарушений психической деятельности в преклонном возрасте, включая расстройства памяти и нарушение способности к выполнению задач. По его мнению, это критическая точка, которая лежит в основе большинства изменений мозга, связанных со старением.

Память в повседневной жизни

Все хотят жить долго, но мало кто хочет стать старым и немощным. Особенно пугает перспектива лишиться памяти или разума вовсе. Не считая проблем соматического характера, почти каждый человек опасается именно когнитивных расстройств. Но действительно ли возможности мозга ослабевают с возрастом в 100% случаев? Когда начинается этот процесс и как развивается? Предлагаем разобраться в этом вопросе. Предупрежден — значит вооружен.

Память — первое, что приходит на ум, когда вспоминаешь о старении. Представляется неухоженный старичок, вечно забывающий о том, куда положил свои очки. В какой-то мере это соответствует действительности, но все же не полностью. Бытует мнение, что память пожилого человека похожа на забитый бумагами ящик стола: если она заполнена, то надо выкинуть старое, чтобы положить что-то еще. Эта идея, конечно, выглядит логичной, но существуют исследования, которые доказывают, что долгосрочная память не может быть переполнена — наоборот, с возрастом она способна удерживать все больше и больше информации. Кратковременная память — вопрос другой: старым людям и правда немного сложнее схватывать на лету и запоминать новое.

Хранение информации и доступ к ней — это две разные вещи. Люди, которые достигли 60 лет, очень часто жалуются на память: то одно забудут, то другое. Но на самом деле снижение памяти начинается еще с 20 лет. Просто в промежутке между 60 и 70 годами происходит резкий скачок вниз, который и замечает большинство людей. Так что даже если вы считаете, что у вас и после 20 идеальная, цепкая, «фотографическая» память — это наверняка не так (если, конечно, вы не обладаете суперспособностями). В 19 лет вы могли запомнить гораздо больше и гораздо быстрее. Но на самом деле это ни капли не мешает жить. Более того, львиная доля тех, кто выходит на пенсию, тоже не страдают от серьезных расстройств памяти.

[:rsame:]

Все мы время от времени забываем имена, номера телефонов и лица людей, с которыми только что познакомились. Стареем ли мы, если это происходит чаще? И да, и нет. Ослабление памяти на события может быть вызвано усталостью и перенасыщением, нарушением мотивационного компонента памяти (его исследовала основатель отечественной патопсихологии Б. В. Зейгарник — по ее словам, у человека должен быть мотив, который побуждает его запоминать что-то, а в его отсутствие качество запоминания понижается). Для проверки событийной памяти психологи используют методику заучивания слов: зачитывают вслух 15 несвязанных между собой слов («стол», «камень», «шмель») и просят воспроизвести услышанное. Люди среднего возраста (около 45 лет) повторяют 7–8 слов. Если же прочитать список еще четыре раза, многие вспоминают от 12 до 15 слов. А вот после 70 лет показатели падают: после первого прочтения люди воспроизводят 5 слов, после еще четырех — около 9 слов. Получается, что с возрастом нам труднее запомнить случайный набор слов. Именно поэтому старые люди нередко возвращаются из магазина не с теми продуктами, за которыми ушли: запомнить список покупок, состоящий из разных, не связанных продуктов им уже тяжело. Легче запомнить ингредиенты для торта, чем такие товары, как сахар, яблочный сок, гречка, клубничный йогурт и болгарский перец.

А что насчет запоминания историй? Можно сказать, здесь все не так плохо, как многие думают. Если попросить 20-летних и 70-летних пересказать только что услышанную историю, они справятся с заданием одинаково хорошо. Однако если через полчаса неожиданно попросить их сделать то же самые, молодые уже будут сильно выигрывать.

Интересно и то, что зрительная память с возрастом тоже портится. В промежутке между 20 и 70 годами способность запоминать визуальную информацию снижается примерно на треть. Отчасти поэтому пожилым людям трудно вспомнить дорогу, особенно туда, где они были только однажды.

Роль установок и предубеждения в процессах старения

[:rsame:]

В сознании многих людей рисуется мрачная картинка жалкого существования после 65–70 лет, а то и раньше, если природа была не очень благосклонна и в семье имеются случае ранней потери памяти и ухудшения познавательных функций (и памяти, и внимания, и мышления). Однако последние научные данные свидетельствуют о том, что масштаб катастрофы сильно преувеличен.

В 2008 году в Нидерландах Свободный университет Амстердама совместно с газетой de Volkskrant провел опрос о восприятии пожилых людей. Респондентам предлагали согласиться с утверждением или опровергнуть его. К примеру, одно из них звучало так: «Половина старых людей — одинокие». С ним согласились 47% опрошенных. Однако это в корне неверно: продольное исследование старения — оно проводится на небольшой выборке, но в течение длительного времени — Longitudinal Ageing Study Amsterdam показало, что в долгосрочной перспективе одинокими становятся лишь единицы. Оказалось, что и в остальных аспектах картина была удручающей и гораздо более мрачной, чем это есть на самом деле. Например, 75% сказали о том, что в наше время дети стали реже видеться с пожилыми родителями, а 58% предположили, что старики сейчас ведут более активный и здоровый образ жизни, чем предыдущее поколение. И снова нет! Ничего из этого не соответствует действительности. Взрослые дети, наоборот, чаще навещают постаревших родителей, а вот сами пожилые не особенно заботятся о своем здоровье.

Опасность такого негативного взгляда на старение состоит в том, что это может быть самоактуализирующимся пророчеством (о нем говорила американский психоаналитик, доктор философии в области психологии личности и преподаватель Рутгерского университета Нэнси Мак-Вильямс). Позитивный взгляд на старость в разы повышает шансы на долгую и относительно здоровую жизнь. В одном исследовании связи смертности и предубеждений выяснилось, что те, кто высказывался о будущем положительно, прожили на 7,5 лет дольше тех, кто ожидал от старости только плохого. Другие эксперименты подтверждают эти данные. Более того, пожилые люди, которые смотрят на грядущее с оптимизмом, испытывают меньше стресса, чаще заводят знакомства и вообще чувствуют себя счастливее. Негативные же представления о себе и своей судьбе приводят к снижению продуктивности, ухудшению когнитивных функций и падению уровня жизни в целом.

[:rsame:]

Позитивные эффекты старения

Значит ли все это, что старость — это страдание? Конечно же нет. На самом деле всё не так плохо: в некоторых областях пожилые существенно превосходят молодых. В психологии есть специальное понятие — кристаллизованный интеллект. Это способности и навыки, которые не меняются и даже улучшаются с возрастом. Это становится возможным благодаря знаниям и навыкам, которые накапливаются в течение всей жизни. Важными компонентами кристаллизованного интеллекта являются общие знания и словарный запас. А вот краткосрочная память, исполнительные функции и скорость обработки информации, ухудшающиеся с возрастом, называются жидким интеллектом. Понятия «кристаллизованный» и «жидкий интеллект» ввел психолог Рэймонд Кэттелл. Считается, что у человека есть врожденные, биологические качества нервной системы (жидкий, или текучий, интеллект), передающиеся по наследству и не зависящие от опыта и знаний. Кристаллизованный интеллект, напротив, — результат приобретенных знаний и опыта.

Еще порция хороших новостей: люди после 65 лет чувствуют себя намного счастливее, чем молодежь, а еще лучше справляются со стрессом и задачей регуляции эмоций. Принятие сложных решений им тоже дается легче. Видимо, в силу накопленного опыта они подходят ко всему более осознанно. Кроме того, у человеческого мозга довольно большие компенсаторные возможности: пожилые люди задействуют одни зоны мозга, чтобы компенсировать недостаточную эффективности других. Резервы нашего разума больше, чем мы привыкли думать.

Об анатомии и физиологии стареющего мозга можно дополнительно прочитать в книге «Мозг на пенсии».

поделиться:





Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания