Новости дня

21 ноября, среда













































Зачем детям на самом деле нужны уроки земледелия и труда

«Собеседник» №21-2015

Рукоделие // Николай Гынгазов / Russian Look
Рукоделие // Николай Гынгазов / Russian Look

Мы выяснили, нужны ли в школах уроки земледелия и какой трудовой деятельностью отвлечь ребенка от компьютера и телефона.

Недавно коммунисты выступили с неожиданным предложением пополнить школьную программу новой дисциплиной – земледелием. Это якобы напомнит детям, где на самом деле растут булки, и в отдаленной перспективе пополнит страну агрономами, а прилавки – сельхозпродукцией. Ну и всё лучше, чем за компьютером сидеть.

Уроки земледелия, конечно, вряд ли подвинут в школьной программе физику – хотя бы потому, что в городских школах неминуемо возникнут проблемы, так сказать, с учебным материалом. Негде в центре города растить помидоры и фермеров. Что до оторванности современных детей от «корней», то проблема, по мнению психологов, надуманная: большинство городских детей на каникулах ездят на дачи, и этого вполне достаточно, чтобы уберечь их от заблуждений насчет растущих на деревьях булок.

– Учитывая климат, невозможно изучать такой предмет больше двух месяцев в учебном году, – рассуждает психоаналитик Александра Гибинска. – В принципе можно было бы ввести земледелие в средней школе в качестве спецкурса в сентябре и в мае. В этом случае, даже если дети не станут агрономами и садоводами, они хотя бы проведут время на воздухе и научатся работать в команде.

Но, если серьезно, кое к чему из разряда ручного труда (конечно, не в ущерб химии с алгеброй) детей действительно стоит приобщать. Многие простые вещи из числа «забытого старого» им, ориентированным на иностранные языки и программирование, только на пользу.

Кройка и шитье

В советской школе девочке полагалось сшить хотя бы один фартук на уроке труда, записаться в кружок мягкой игрушки и освоить технику плетения макраме. Зачем все это, учителя не поясняли, а родители не вникали – для детей же вышивка, фартуки и макраме были просто «легким уроком», где трудно получить меньше пятерки.

Столярное дело для детей / Shutterstock

На самом деле мелкий ручной труд, к которому относятся и вышивка, и кройка с шитьем, полезен для мелкой моторики, а значит, и для головного мозга. Считается, что развитие мелкой моторики важно в первые годы жизни, когда ребенок учится говорить, но в реальности ее нужно тренировать всю жизнь. Традиционные женские занятия типа вязания полезны и с точки зрения психологии, они снижают уровень невротизации, что современному ребенку, перегруженному информацией, обязанностями и стрессами, – то, что нужно.

Столярное дело

Девочкам – кройка и шитье, мальчикам – столярные мастерские. С тем же посылом про традиционные роли и «должен же уважающий себя мужчина уметь забить гвоздь». Зачем ему, кроме гвоздя, уметь еще художественно выпиливать лобзиком и сбивать табуреты, на первый взгляд не очень понятно.

Так вот затем, что столярное дело подразумевает работу со схемами и чертежами, а это формирует восприятие пространства и умение ориентироваться в нем. Плюс опять же развивает мелкую моторику, что сказывается вообще на всем, что мы называем интеллектом – от речи и письма до способности к языкам и памяти.

Гончарное искусство

В последние годы в художественных школах стали обучать гончарному искусству и разным техникам типа декупажа, росписи по шелку, шерсти, металлу, дереву и вообще всему, что можно расписать.

– Если есть возможность учить ребенка таким вещам, как лепка из глины или художественная роспись, это будет очень полезно – намного полезнее всего, что можно делать на планшете, – считает детский психолог, арт-терапевт Ольга Пыхова. – Хохлома, жостово, дымковская игрушка – это последовательная тонкая работа, которая развивает моторику, и внимание, и усидчивость, и пространственное воображение. Даже взрослому человеку сложно расписать объемный предмет – попробуйте, например, сами расписать матрешку. Это очень развивает, а если готовую вещь можно еще и кому-то подарить или использовать в быту, будет вдвойне полезно. Ребенку вообще важно видеть результат своих действий и понимать, что это он сделал и сделал САМ.

поделиться:


Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания