Зачем нас обманывает американская "псевдонаука"

Изменяющийся состав воздуха грозит раком лёгких, а солнце сокращает жизнь. Можно ли верить новым открытиям и почему?

Фото: Солнечная активность // Global Look Press

Американские учёные заявили, что из-за увеличения концентрации кислорода в воздухе, которым мы дышим, может начаться рак лёгких. Кроме того, ещё один удар по организму человека наносит Солнце: если в год рождения человека была солнечная активность, продолжительность жизни снижается на пять лет. Мы решили узнать, действительно ли то, чем мы привыкли дышать, и то, что мы всегда ищем на небе, может разрушить наш организм.

[:same:]

Сомнительная компетентность

Исследователи считают, что, несмотря на жизненную необходимость кислорода, сам он является потенциально канцерогенным, поскольку свободные радикалы химического элемента способны повредить клеточную структуру ДНК, что, в свою очередь, якобы и вызывает рак лёгких.

Доктор биологических наук, профессор НИИ морфологии человека РАМН Сергей Савельев назвал данное умозаключение «бредом», поскольку не было проведено комплексных экспериментов на людях:

— А что они делали экспериментально? Если они хотели доказать, что увеличение концентрации кислорода в воздухе приводит к раку лёгких, должны быть экспериментальные вещи. Где экспериментальные данные? Где наблюдения за людьми? Это же делается известно как. Наблюдаются люди в высокогорных районах, где пониженное давление и пониженная концентрации, наблюдаются люди в зонах избытка кислорода, живущие в джунглях всю жизнь. Это большое и серьёзное исследование, чтобы можно было утверждать так прямо, — уверен Савельев, отмечая, что учёные могли хотя бы провести эксперимент на крысах: закупить герметичные коробки с полным контролем обмена всех газов, которыми дышат животные, с количественными данными концентрации кислорода; но для этого нужен «мешок денег».

[:image:]

Ещё одной новостью из-за рубежа стало открытие учёных после изучения записей в церковных книгах о 9062 норвежцах, родившихся с 1676 по 1878 год: специалисты пришли к выводу, что высокая солнечная активность в год рождения человека может снизить продолжительность его жизни на пять лет. Исследователи отмечают, что интенсивное ультрафиолетовое излучение разлагает витамин B, который жизненно важен для развития плода. В связи с этим в годы высокой солнечной активности у женщин, предполагают исследователи, рождаются менее здоровые дети.

Заведующий аналитическим отделом Института прикладной геофизики им. Е. К. Федорова Вячеслав Буров назвал данный тезис «сомнительным»:

— В связи с тем, что — если придерживаться той версии, что человечество существует не 5870 лет, в соответствии с Библией, а более длительный промежуток времени — солнечная активность действует на популяцию, которую мы называем людьми, по крайней мере сотни тысяч лет. И поэтому то, что солнечная активность как-то изменяет характеристики биологического цикла или что-то ещё... Так или иначе она уже заложена в нашем эволюционном происхождении, сознании, — отмечает учёный.

[:rsame:]

По словам Бурова, исследование удивляет своей нелогичной схемой, потому что человечество и 100 лет назад подвергалось воздействию солнечной активности, «и 200, и 500, и 1000, и 5000». Солнце было, и человечество существовало. Но значит ли это, что мы живём на 5 лет меньше?

— [Солнце] всё время на 5 лет уменьшает, и уменьшает, и уменьшает жизнь? Поэтому мы все живём на 5 лет меньше? Понимаете, какая-то схема нелогичная, приводит к какому-то маразму, — объяснил специалист.

Цели зарубежной «псевдонауки»

Если западные специалисты действительно не правы, то логично задаться вопросом: зачем им всё это? Зачем так или иначе обманывать общественность? Какова главная цель такого рода исследований и исследователей?

Сергей Савельев считает, что главная цель людей, которые, например, сделали открытие относительно развития рака лёгких из-за кислорода, — банальное получение гранта.

— Они хотят получить грант и придумывают всякую чушь. Это такая типичная западная псевдонаука.

[:same:]

Псевдонаука западных специалистов, как отмечает учёный, строится на том, чтобы представители средств массовой информации обращали внимание на данный продукт и поднимали шум, который именуется «уровнем цитирования»:

— И они этим уровнем цитирования мотивируют получение денег на исследования, — отметил учёный.

Вячеслав Буров, который также был не согласен с выводом своих заокеанских коллег о том, что солнечная активность сокращает количество жизни, отметил, что просто не верит этой новости. По его словам, подобное заключение могло появиться тремя способами:

— Я не верю, чтобы всё настолько глобально изменилось, поэтому я думаю, что это либо неверный перевод, либо это юмористический журнал, как это часто бывает, либо просто какой-то бред, ни на чём не основанный, — прокомментировал Буров.

[:image:]

Агрессивна ли окружающая среда?

Тем не менее, на фоне подобных открытий многие могут подумать, что природа является главным и единственным источником болезней человека. Но это, по мнению наших экспертов, совершенно не так.

Сергей Савельев отмечает, что человек является частью эволюционного процесса, и «мы эволюционируем в этой среде уже последние полмиллиарда лет». В связи с этим учёный поднимает вопрос: как мы вокруг нас может быть агрессивная среда, если мы являемся частью этой среды?

— У нас кровь идентична морской воде. По составу, по плотности... Те, кто произошли от обезьян, — для них среда не агрессивна, — пояснил Савельев, повторив, что человек является частью природы и эволюционного процесса, поэтому никакого воздействия нет.

— Не надо есть токсичную колбаску — и всё будет хорошо, — шутит учёный.

Вячеслав Буров обратил внимание на эволюцию видов в соответствии с идеями Дарвина. Учёный считает, что данный процесс идёт достаточно медленно, «поэтому сказать, что там за последние несколько лет что-то там сильно произошло, что поменяло структуру белка, обмена в человеческом организме, — вряд ли возможно».

[:rsame:]

Эксперт считает, что агрессивная среда всё-таки есть, но её создал сам человек, который увеличивает выбросы в окружающую среду, производит новые виды энергии, уменьшает количество жизненного пространства:

— Вы видите, насколько всё в мегаполисах сильно отличается от тех мест, куда мы с вами имеем возможность выезжать, допустим, летом: стоит отъехать на несколько тысяч километров от Москвы, как там совершенно другая вода, природа, воздух... Искусственное воздействие на среду, конечно, всегда носит негативный характер. А вот то, что природа сама на нас влияет — так это заложено нашей генетикой, не более того, — прокомментировал Буров.

Ранее появилась информация о том, что из-за концентрации кислорода в воздухе люди якобы рискуют заболеть раком лёгких. К такому выводу пришли американские учёные. А их коллеги из Англии выразили уверенность, что на целых 5 лет сокращается жизнь из-за солнечной активности.

— Вот то, что мы в природе сами испортили, на нас негативно и скажется. А валить это на солнечную активность, на пришельцев, на звёзды не стоит. Это уже «из другой передачи», — резюмировал Вячеслав Буров.

[:wsame:]