Юрист: Обращаться с иском в суд на турфирму-банкрота бесполезно
Что делать, если новость о банкротстве туроператора застала туриста в пути или в заграничном отеле, рассказал эксперт
«Купили с мужем путевку в Испанию у надежной компании, но на фоне негативных событий в туристической отрасли лететь все равно страшно. Подскажите, как себя вести, если уже в пути мы узнаем о том, что наш туроператор обанкротился?»
Мария, Воронеж.
Что делать, если новость о банкротстве туроператора застала туриста в пути или в заграничном отеле, рассказывает Михаил Житнухин, юрист Северо-Западного клуба защиты прав туристов:
– Это не самая плохая ситуация. Хуже, когда эта новость застает до путешествия и уже понятно, что оно не состоится. Если туроператор обанкротился на днях, то скорее всего у туриста будет действовать перелет туда и обратно. Закон обязывает туркомпании сразу оплачивать авиабилеты.
Зачастую бывает оплачена и гостиница. Если же она не оплачена, то нужно обратиться в ассоциацию «Турпомощь» с просьбой об эвакуации. «Турпомощь» вывозит туристов ближайшим рейсом, ждать, когда у туриста закончится тур, там не будут. Поэтому многие принимают решение самостоятельно оплатить размещение. Оно стоит меньше трети от стоимости путевки. По возвращении можно будет вернуть эти расходы, обратившись к страховщику туроператора, который страхует его ответственность. Для этого надо будет предъявить документы, подтверждающие оплату. Лучше всего расплачиваться в гостинице банковской картой или брать кассовый чек, чтобы у страховщика не было к вам претензий.
Но бывают и другие ситуации, когда турист покупает не полностью тур, а только авиабилеты у туроператора, который фрахтует чартерный рейс. Таких туристов много, «Турпомощь» их не вывозит, и никому до них нет дела. По сути, они тоже пострадали от оператора, но закон не на их стороне. Выход один – покупать авиабилет, а потом обращаться в страховую компанию с требованием компенсации убытков. Там могут отказать, но отказ можно оспорить в суде.
Обращаться же с иском в суд на компанию-банкрота бесполезно.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №27-2018 под заголовком «Если туроператор сдулся...».