Иннополис: Город, где счастье возможно

Отправившись в Иннополис, Sobesednik.ru убедился, что это не только самый молодой, но и самый странный город России

Фото: Так выглядят студенческие общежития в центре Иннополиса // Ольга Кузнецова и Леся Полякова

Отправившись в Иннополис, Sobesednik.ru убедился, что это не только самый молодой, но и самый странный город России.

Год назад под Казанью появился первый и единственный город, построенный в стране после распада Советского Союза.

Мэр в джинсах

В доме, где находится мэрия Иннополиса, 6 этажей. На пяти из них живут обычные люди, мэр сидит на первом, где нет даже таблички – недавно был переезд и еще не повесили. Вся мэрия – это два оупен-спейса. За стеклом переговорной мужчина лет 30 что-то пишет на стене маркером. Это чиновник департамента маркетинга, который в мэрии Иннополиса занимается... поиском новых жителей. Их в город приглашают точно так же, как обычно на работу: размещают вакансии в интернете, просматривают резюме и для лучших устраивают собеседование.

Иннополис строился как поселение для российского IT-бизнеса. В 2012 году премьер-министр Дмитрий Медведев, президент Татарстана Рустам Минниханов и министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров заложили на площадке строительства капсулу с посланием будущим жителям, а уже через 3 года Иннополис официально открыли.

Но в качестве жильцов сюда подбирают, конечно, не только айтишников.

– Продавцы, парикмахеры, коммунальщики и журналисты тоже нужны, – объясняет мэр Руслан Шагалеев.

Шагалееву 36 лет, на работу он ходит в джинсах. В мэры его выбрали месяц назад на сходе граждан. Прежний мэр Егор Иванов, по неофициальной версии, ушел, потому что руководство республики было недовольно темпами роста Иннополиса. Сейчас в нем живут 1,5 тысячи человек. Еще столько же ездят сюда на работу из Казани, что в 40 км...

«Сходил в спортзал – вернулся на работу»

На улицах самого Иннополиса, к слову, прохожего встретишь нечасто.

– Это потому, что здесь все находится в шаговой доступности, мы не тратим время на дорогу, – рассказывает Шагалеев. Он проводит для меня экскурсию, а заодно проверяет, как работают коммунальные службы – выпало много снега. – Когда я работал в Петербурге, путь от дома до работы у меня занимал 40–45 минут. Здесь утром спокойно отвел ребенка в группу, провел планерку, сходил в спортзал и вернулся на рабочее место.

Местный жилой сектор – это 16 домов в шесть этажей, около каждого – детская площадка и ноль автомобилей. Они, конечно, есть, но все стоят на подземных парковках. Это, наверное, единственный город в России, где не паркуются на газонах и тротуарах и где нет ни одной АЗС. Зато целых три зарядки для электромобилей, которые в Москве, например, еще надо поискать.

[:image:]

Жилье тут можно только арендовать, если работаешь в городе. Им распоряжается Государственная жилищная инспекция при президенте Татарстана, куда надо подать заявку.

Пока в Иннополисе есть только один супермаркет популярной в Татарстане сети. Там можно купить не только продукты, но и разные бытовые мелочи – например утюг. Бар тоже есть – открылся на днях, но ажиотажа не наблюдается. За развлечениями жители ездят в Казань.

Пока ты местный, все бесплатно

В Иннополисе, куда ни зайди – в мэрию, на почту, в детский сад, лицей, университет, деловой центр, – в основном увидишь молодые лица. Средний возраст жителей – 26,5 лет. Такую статистику создают студенты университета «Иннополис», они – почти половина местного населения.

План города разрабатывал сингапурский архитектор Лиу Тай Кер, доказавший в свое время, что любой город может быть комфортным, если хорошо спланирован. Центр придуманного им Иннополиса – здание местного университета, похожее на космический корабль, где готовят только специалистов в области IT-технологий. Сейчас внутри этого корабля пустынно – многие студенты сдали сессию и разъехались по домам. В кафе две девушки болтают по-английски, что совершенно нормально для Иннополиса – тут на нем читаются лекции.

– Образование должно быть прикладным, а сейчас все мировые образовательные программы по компьютерным технологиям на английском языке, – говорит директор по маркетингу университета Тимур Фазуллин. – По-английски говорят все наши преподаватели – российские, зарубежные, гостевые (приглашенные. – Авт.) профессора.

Еще год назад у Тимура было в Москве свое коммуникационное агентство. Каждый день он ездил в центр из Новогиреево, устал от столицы и, когда узнал о вакансии в Иннополисе, прошел собеседование и вот уже 7 месяцев живет здесь. Студенты проходят более долгий путь: тесты, олимпиады, собеседования – по результатам ЕГЭ сюда не попасть. Студентка 3-го курса Настя поступила сюда, бросив университет в Уфе. Стипендия здесь сопоставима с зарплатами педагогов в обычных вузах – 25 тысяч рублей для отличников и 12 тысяч для остальных.

Мы с Настей сидим в блоке на две комнаты – одна рассчитана на двоих, другая на троих. На кухне, кроме плиты, микроволновка и ТВ, в ванной – новая сантехника. Это студенческая общага. За проживание студенты не платят, как и за питание в столовых. Но Настя говорит, что главное не в этом, а в научной практике, которой у нее не было в Уфе.

– Сделаешь работу, скажут «хорошо» или «плохо», – говорит она. – А тут я получаю кучу замечаний: вот там поправить и там, и чувствую, как постоянно расту.

После занятий Настя ходит танцевать сальсу. А могла бы – на курсы фотографии, китайского языка или еще чего-нибудь из приличного списка. После выпуска Настя должна начать работать в одной из компаний-резидентов (сейчас их 34), а если захочет уехать за границу, обязана будет заплатить отступные. Про деньги в Иннополисе, кстати, говорить не любят. Возможно, из-за прессинга – город постоянно критикуют за солидные вливания из республиканского бюджета: мол, а стоит ли он того?

«Не хотим отсюда уезжать»

В четыре часа дня у регистратуры местной поликлиники нет ни одного посетителя, а перед кабинетами врачей сидят три бабушки.

– Приехали из Верхнего Услона, – говорят они. – У нас травматолога нет, а тут такие замечательные врачи!

[:image:]

Все жители Верхнеуслонского района, в состав которого входит Иннополис, могут обслуживаться тут по полисам ОМС. А по направлению в отделение реабилитации, где лечат травмы и сердечно-сосудистые заболевания, может попасть вообще любой житель республики. Анна привезла пожилую маму, которая сломала ногу, аж из Набережных Челнов:

– Второй день здесь, а уже есть результат.

Специалисты в поликлинике принимают 1–2 раза в неделю. Записаться к ним можно через интернет или по телефону. Для местных такой способ решить проблему вообще непривычен: весь Иннополис сидит в мессенджере Тelegram. В чатах обсуждают местные проблемы, узнают расписание автобусов, новости с коммунального фронта. Говорят, там можно лично пообщаться с министром Никифоровым и ректором университета Александром Тормасовым.

Сымбат Теиргалиева, мама двух маленьких детей, говорит, что тут вообще любая бытовая проблема решается просто и быстро. Она приехала с семьей из Казахстана, муж Сымбат – руководитель проекта в одной из местных компаний.

– Люди здесь совсем другие, – рассказывает Сымбат. – Раньше мы жили в богатом нефтяном городке, там у соседок все разговоры были о бриллиантах, а тут мамочки говорят о детях, об образовании, о развитии.

Сымбат водит детей в детсад через дорогу. Он объединен с начальной школой, и детей тут с первых лет учат английскому, информатике и робототехнике.

– Не хотим отсюда уезжать, – говорит Сымбат.

Контракт ее мужа скоро заканчивается, и, если он не получит новое предложение, семье придется покинуть Иннополис. Это, пожалуй, единственный город в стране, где просто желания остаться недостаточно.

[:wsame:][:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика