Крым заполонят яхты? Новый проект обойдется властям в 6 млрд

Каким будет яхтенный туризм и парусный спорт в Крыму и чего это будет стоить бюджету РФ, выяснял Sobesednik.ru

Фото: На яхтенный проект государство планирует выделить около 6 млрд рублей // Sergey Kovalev / Global Look Press

Каким будет яхтенный туризм и парусный спорт в Крыму и чего это будет стоить бюджету РФ, выяснял Sobesednik.ru.

Экспертный совет займется развитием парусного спорта и яхтенного туризма в Крыму, сообщила в среду пресс-служба крымского правительства. По словам полномочного представителя президента Российской Федерации в Крымском федеральном округе Олега Белавенцева, поручение о поддержке и развитии яхтинга и морского туризма в Крымском федеральном округе Владимир Путин дал правительству РФ.

Основными вопросами, требующими решения, являются установление на территории Крыма и Севастополя режима, определяющего входы и выходы яхт из порта, правила прибрежного морского судоходства между портами для яхт под иностранными флагами, а также порядок пребывания иностранных граждан, прибывающих на борту яхт; упрощение процедуры постановки на учёт некоммерческих маломерных судов и яхт.

«Поручение президента не выполнено или же выполнено формально, что нас не может устраивать. Как следствие, было принято решение о создании экспертного совета. Если мы с вами не решим эти проблемы, они так и останутся нерешёнными на долгие годы», — цитирует пресс-служба крымского полпреда Путина.

Как стало известно Sobesednik.ru, на данный проект государство планирует выделить около 6 млрд рублей.

— Это первое серьезное заседание крымского правительства о поддержке яхтинга и морского туризма, хотя попытки создания подобной программы у нас уже были раньше, — рассказал Sobesednik.ru вице-президент Ассоциации подводной деятельности Крыма и Севастополя Игорь Тамойкин. — Создан экспертный совет, который настроен очень решительно. Что такое яхтенный проект? Это создание сети яхтенной гавани со всей необходимой инфраструктурой. Если кто-то возьмет на себя ответственность за то, чтобы создать дорожную карту для появления этой сети, то будет очень здорово, потому что отдельный проект не решит этой проблемы. Яхтам необходимо перемещаться. Только сеть может сделать Крым реальным черноморским яхтенным центром.

— А каков бюджет этого проекта?

— Еще в украинское время (в 2011 году) был разработан очень своеобразный яхтенный проект. Государство должно было выделить более 300 млн евро для строительства сети из 11 марин [яхтенный порт-стоянка с инфраструктурой, на акватории которого обеспечивается круглогодичная стоянка плавсредств без экипажа — прим. ред.], по сути закрытого типа, 4 яхтенных стоянок и 4 заправочных станций. В чем была проблема этого проекта? Если говорить вкратце, то ее суть была через финансирование государством получить стоянки для олигархических кланов Украины и она не учитывала интересы крымчан. Она, наверное, сработала бы, но что-то пошло не так...

Мы же говорим о развитии яхтинга в комплексе — как он развивается по всему черноморскому побережью, когда маленькие лодки спокойно соседствуют с большими. То есть малый бизнес получает развитие наравне с большим, — объясняет эксперт. — Наша цель — развитие общедоступного подхода к морю для всех групп населения, начиная с детей, которые должны заниматься во всяких школах, связанных с водными видами спорта, парусных и серферных кружков, и заканчивая стоянкой больших яхт. В Крыму необходима такая государственная программа, которая учитывала бы интересы инвесторов, всех судовладельцев и экипажей, местного населения и туристов. Она должна быть рациональной и менее затратной, конкурентоспособной с программами других государств — Турции, Черногории, Хорватии, Италии, Франции.

[:image:]

А сколько Крым может разместить яхт?

— Не совсем корректный вопрос. Я объясню почему. У нас безопасных естественных гаваней, которые защищены от воздействия волн, ветра и прочих погодных условий, не так уже и много. Это Черноморская, Севастопольская, Балаклавская бухты, частично — Орджоникидзе, Федосийский залив и Керчь. Все остальное требует больших капиталовложений. Весь южный берег у нас открыт к лобовому (ветровому) воздействию. В Ялте во время сильных штормов все оттуда убегают. Это считается небезопасной гаванью. Для того, чтобы сделать безопасную гавань, нужно вложить очень большие средства.

Частично такие проекты имеются. В Алуште, например, от советских времен остался кусок марины, которую начали строить, но не достроили — последний вздох Советского Союза. Но большие капиталовложения не должны пугать. Вложения окупаются количеством денег, которые оставляют туристы. Это очень важно для развития региона, — говорит эксперт. — У побережья Крыма могут разместиться от 3000 до 5000 яхт и от 13000 до 17000 катеров и лодок постоянного базирования и транзитных.

— Сколько времени понадобится для того, чтобы построить нужную яхтенную инфраструктуру?

— Всё зависит от того, сколько инвесторов захотят зайти на рынок. Сложно ответить на этот вопрос. Сколько строили спортивный объект в Сочи? Несколько лет. В нашем случае — от двух до пяти лет. Это нормально для строительства первой полноценной марины. Вместимость нормальной марины — от 200 до 500 судов, — заключает Тамойкин.

По мнению другого нашего эксперта, руководителя крупнейшего в России яхт-клуба «Навигатор» Олега Гусева, сложностей несколько:

— Самая главная из них — заселенные мариной акватории, например в Севастополе. Географически очень удобная бухта. Много укрытий, но практически в каждом из них — какие-то права третьих лиц: построены гаражи, сараи, какие-то места для проживания и так далее. Взять их и снести и построить новую инфраструктуру сразу не получается. Нам, инициаторам проекта постройки марины, например, предложили построить ее в открытом море, на пляже. Конечно, данная акватория для этого совершенно неприемлемая и бессмысленная. Субъективно, на мой взгляд, в ближайшие два-три года радикально там ничего не изменится. Поэтому нужно пользоваться и наслаждаться той инфраструктурой, которая имеется.

По мнению г-на Гусева, вторая проблема — документальная: моменты заходов и выходов. Практически со всеми уже подписаны нужные соглашения — и с пограничными службами, и с таможенниками. Но сложности все равно остались. Например, людям, которые ходили по Черногории, Греции и другим странам Средиземноморья, сложно объяснить, что если вы заходите в марину, то выход оттуда разрешается оформить только через шесть часов.

— Поэтому мы советуем: планируйте маршрут таким образом, что пришли на ночь, переночевали, и с утра у вас выход, — продолжает Гусев. — А так зайти у вас только 15 минут: кого-то высадить, сделать запас продуктов, воды. Если за это время не уложились, то выход через шесть часов.

— Сколько сегодня стоит аренда яхты?

— Аренда яхты на неделю вместе с капитаном может обойтись одному туристу в 60–70 тысяч рублей (яхта вмещает четверых). В эту сумму входят услуги капитана, посещение двух-трех знаковых мест в течение недели — визиты на винодельни, посещение различных музеев и так далее. Маршрут с каждым клиентом обсуждается индивидуально.

[:wsame:][:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика