На излете: как "Трансаэро" не хочет умирать

Sobesednik.ru вспоминает этапы удивительной драмы, которая продолжает разворачиваться вокруг авиакомпании «Трансаэро»

Фото: Один из крупнейших российских авиаперевозчиков успел «умереть» уже дважды // Global Look Press

Sobesednik.ru вспоминает этапы удивительной драмы, которая продолжает разворачиваться вокруг авиакомпании «Трансаэро».

Пожалуй, с начала нулевых, со времен первого дела ЮКОСа, Россия с таким волнением не наблюдала за смертью по-настоящему большого бизнеса. Причем если 12 лет назад внимание СМИ и общественности было приковано в первую очередь к неоднозначной фигуре Михаила Ходорковского, то сейчас в агонии оказалась понятная и доступная во всех смыслах авиакомпания. В понедельник, 26 октября, в Москве приземлился последний рейс одного из крупнейших отечественных перевозчиков — «Трансаэро».

В этой драме можно выделить несколько основных актов. О том, что с «Трансаэро» что-то не так, заговорили в прошлом году. Первыми сигналами была отмена целых направлений. В конце декабря 2014-го перевозчик попросил помощи у государства. Государство ответило добром и выделило гарантий на 9 млрд рублей. К концу года задолженностей по кредитам у компании было более чем на 150 млрд.

Летом 2015 года положением дел в «Трансаэро» публично возмутились в правительстве. «Правильно ли вновь выдавать авиакомпании кредиты под госгарантии, а затем постоянно просить банки о поддержке?» — сетовал вице-премьер Аркадий Дворкович, подчеркивая, что у перевозчика нет никакого четкого плана по выходу из кризиса.

В августе уже Минэкономразвития прогнозировало, что «Трансаэро» уйдет с рынка — причем совсем скоро. Предсказание ведомства сбылось всего через месяц: 1 сентября комиссия Белого дома одобрила слияние «Трансаэро» с государственным «Аэрофлотом» по принципу 75% плюс одна акция.

Однако 1 октября стало известно, что владельцы «Трансаэро» не уложились в сроки передачи компании новым хозяевам и сделка сорвалась. Так «Трансаэро» «умерла» — в первый раз.

В последние несколько недель ленты информагентств пестрели заголовками об отмене рейсов «Трансаэро» в количестве от десяти до сотни ежедневно. Спасать пассажиров сначала пришлось все тому же «Аэрофлоту», к которому затем присоединились другие коллеги.

Дальше случилось нечто странное. 19 октября весьма эмоционально о судьбе «Трансаэро» высказался миллиардер Михаил Прохоров — крупнейший акционер «Международного финансового клуба», одного из кредиторов, казалось, уже почившего перевозчика.

В своем «Живом журнале» бизнесмен сравнил действия «Аэрофлота» по отношению к «Трансаэро» с рейдерским захватом, а государство назвал «слепой акулой», которая подает «сигналы рынку об окончательной победе государственной экономики над частной и готовности "палить" свои деньги и деньги граждан на достижение сиюминутных результатов».

«Сначала государство в лице "Аэрофлота" бодро заявило, что спасет компанию и реструктурирует все долги, успокоив и граждан, и кредиторов, и персонал, и пассажиров. Затем что-то не сложилось (не смогли найти 75 + 1% акций "Трансаэро"?). Не сложилось, поэтому будем банкротить, а "Аэрофлот" поруководит компанией-конкурентом, запустит процедуру его банкротства и заберет лучшие маршруты себе (прямо как пустить известное животное себе в огород). Я могу похвалить "Аэрофлот" — действует как первоклассный рейдер», — писал Прохоров.

Как будто Прохорова услышали... Через день, 20 октября, у «Трансаэро» вдруг появляется шанс на выживание: о покупке 51% акций сообщил гендиректор S7 Владислав Филев. С банками договорились на том, что «Трансаэро» получит кредитные каникулы и рассрочку по долгам, а выполнять обязательства перед пассажирами по уже проданным билетам будет «Аэрофлот».

Но и на этом интрига не закончилась: «воскресение» чуть было не сорвалось. 26 октября «Трансаэро» все-таки прекратила полеты, а поздно вечером в понедельник появилась информация, что S7 отказывается от сделки. Не прошло и нескольких часов, как совладелец S7 Наталья Филева и экс-глава «Трансаэро» Наталья Плешакова опровергли новость об аннуляции договора. Так «Трансаэро» чуть не «умерла» во второй раз.

Понятно, что в этой истории у каждого из ее участников (не считая пассажиров) свой интерес. Но действительно звучит дико: с горем пополам «Трансаэро» нашли покупателя, когда от нее отказался «Аэрофлот» — и тут же отозвали лицензию на эксплуатацию. А чего S7 в таком случае купила-то, спрашивается? Самолеты и долги?

Оставляет вопросы и вмешательство Михаила Прохорова. Случайно ли «Трансаэро» получила право на жизнь буквально на следующий день после откровенного и публичного «наезда» крупнейшего и, вероятно, самого влиятельного кредитора на «слившийся» государственный «Аэрофлот»?

Конечно, Прохорову выгодно, чтобы «Трансаэро» осталась в живых. Но это же не значит априори, что он лукавит, когда говорит про «рейдерство». Со стороны ведь и правда можно подумать: мол, «Аэрофлот» поуправлял, получил допуск на 56 маршрутов «с возможностью дальнейшей пролонгации в зависимости от понесенных расходов» — и вышел из игры. Но — практически сразу после новостей об аннулировании сделки с S7 СМИ сообщили: «Аэрофлот» получит уже все маршрутные направления «Трансаэро»...

В общем, устраивайтесь удобнее, дорогие пассажиры, и не забудьте попкорн, ну, или носовые платки. Бизнесу в России в привычку умирать, так с музыкой.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика