Остановка: Юность. Как работает уникальная железная дорога

«Собеседник» рассказывает об уникальной детской железной дороге, функционирующей в подмосковном поселке Кратово

Фото: Миниатюрный поезд отходит от маленького перрона // Александр Алешкин / «Собеседник»

«Собеседник» рассказывает об уникальной детской железной дороге, функционирующей в подмосковном поселке Кратово.

Если ребенок мечтает прокатиться на паровозике из Ромашково, да и вы в принципе тоже не против, отправляйтесь в погожий летний день в подмосковный поселок Кратово. Там хоть и не Ромашково, но местная железная дорога – во всех смыслах детская.

Пусть слово «детская» не вводит вас в заблуждение: это не аттракцион, а настоящая железная дорога с путями, станцией, вагонами и всем, что положено. Но все это в мини-варианте: уменьшенные версии голубых вагонов отходят от маленького перрона по сигналу миниатюрного семафора и бегут-качаются почти 5 км по узкоколейке. И служат на этой дороге только дети, не считая разве что билетных кассиров.

Вот представьте: на станцию прибывает поезд и на перрон выходят люди в форме – с виду не старше 10 лет. Такие же юные серьезные граждане обходят пути, осматривают вагоны, дежурят по станции и на переездах, проверяют билеты, просят «оставаться на своих местах до полной остановки». В кабине машиниста – дети, в центре управления дорогой – тоже. Это, конечно, не случайные дети, которым нечего делать на каникулах: в Кратово учат юных железнодорожников.

[:image:]

Пути проложены прямо по поселку, и взрослым дядям и тетям из числа автомобилистов приходится несколько раз в день терпеливо ждать, пока поезд пересечет улицу Туполева или улицу Семашко. Впрочем, местные жители давно к этому привыкли, потому что несколько поколений кратовцев знают эту дорогу с детства – она существует уже 78 лет.

[:wsame:]

Историческая справка сообщает: и спроектирована, и построена она тоже детьми – пионерами Раменского района. Говорят, организовать в этих местах детскую дорогу собирался еще барон фон Мекк, знаменитый железнодорожный магнат, но не срослось. Стройка, уже пионерская, началась летом 1936 года, к концу осени дорога была готова, а 2 мая 1937 года – открыта. В советском фильме «Девушка с характером» с Валентиной Серовой в роли принципиальной девушки Кати можно увидеть, как дорога выглядела в самом начале.

[:wsame:]

Тут всего три станции с символичными названиями – Пионерская, Школьная и Юность. Когда-то стартовавших на Пионерской пассажиров ждал Путь Ильича, но в 90-е годы станцию переименовали. Впрочем, Ленин все равно «ждет» – гипсовая статуя стоит на перроне, как и раньше. Сама дорога тоже не раз меняла название: сейчас она – Малая Московская, но в народе неизменно «детская». А вот песни на перронах остались прежними – все та же советская классика про «кабы не было зимы», «голубой вагон» и «прекрасное далёко».

[:image:]

Сюда хорошо приезжать с малышами – показывать поезд – и с подросшими детьми, которые хотят знать, как все устроено. Что же до тех, кто уже проехал свою станцию Юность, для них это будет экскурсией в светлое детское прошлое, куда с возрастом возвращаешься все реже, но все охотнее.

Однако поспешите: паровозик из Ромашково отправляется только летом.

/Кстати

В разные годы в СССР было построено 52 детские железные дороги. Не считая Кратово, сейчас они работают еще в 25 городах России – от Петербурга до Южно-Сахалинска. Кратовская – самая старая из ныне действующих.

/Что, где и почем

  • Дорога. Добраться до детской железной дороги можно личным автотранспортом или с помощью дороги взрослой – например на электричке. С Казанского вокзала доезжаете до одной из двух станций – Отдых или Кратово (в пути около часа). В первом случае нужно просто перейти на станцию Юность детской дороги, во втором – до станции Пионерская придется немного пройти пешком. Любой местный житель покажет, где что находится.
  • Пропуск. Покататься можно всего четыре дня в неделю (со среды по субботу) и только в первой половине дня (с 10 до 13 часов). А еще расписание зависит от текущей погоды – в жару и непогоду поезда могут ходить нерегулярно вплоть до полной отмены движения. Ничего не попишешь: работают дети. Дорога может быть закрыта в то время, когда на аэродроме Жуковский проходят авиашоу. Перед поездкой стоит проверить расписание детского поезда в интернете или по телефону (номер для справок: (496) 463–62–89).
  • Цена. Проезд платный для тех, кому больше 2 лет: взрослый билет стоит 80 и 160 рублей (в одну и в обе стороны), детский – 60 и 120 рублей (для детей до 10 лет). Прокатиться зайцем не получится – юный, но строгий кондуктор едет в каждом вагоне. Можно поехать с экскурсией, если заказать заранее.
  • Дети. Сюда, конечно, нужно ехать с детьми. Правда, кроме самой дороги, никаких детских развлечений в округе нет – разве что живописное озеро с утками и большой парк, где можно покататься на велосипеде или самокате.
  • Другое. В Кратово есть вся соответствующая, хотя и нехитрая инфраструктура. Купить воду или еду не проблема, а вот с туалетами сложно: непосредственно на станциях их нет.

[:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика