Яркие краски старорусских поселений Бурятии
Республика Бурятия уникальна не только природными богатствами — горами, лесами, степями и, конечно, Байкалом. Она также уникальна своей историей и культурой. На ее территории соединились и переплелись традиции Востока и Запада
Республика Бурятия уникальна не только природными богатствами — горами, лесами, степями и, конечно, Байкалом. Она также уникальна своей историей и культурой. На ее территории соединились и переплелись традиции Востока и Запада.
Здесь вполне мирно уживаются несколько религий сразу: буддизм, шаманизм, православие и старообрядчество. Ярко ощущается азиатская экзотика, причудливый симбиоз буддизма и шаманизма. На фоне буддистских дацанов и ступ, а также ярких ленточек, где, по преданиям, обитают шаманские духи, по-особому воспринимаются православные храмы, которым здесь тоже нашлось место. В Бурятии три православных монастыря, один из которых, Посольский мужской, стоит прямо на берегу Байкала. И несмотря на вполне населенный поселок Посольск, расположившийся неподалеку, создается полное впечатление «ухода от мира», как будто вокруг на сотни километров — пустыня...
[:same:]
Может показаться удивительным, но большинство населения Бурятии — русские (около 66 процентов на 30 процентов бурят). Несмотря на такое соотношение, бурятский колорит проявляется очень ярко, особенно на юге. Это и яркие буддистские геометрические узоры, украшающие дома, и особая традиционная кухня, и ассортимент базаров...
Есть еще один слой жизни Бурятии — старорусский. Это — семейские староверы. Еще во время правления Екатерины Второй они были высланы из Белоруссии, Украины, Польши и бежали целыми семьями сюда, за Байкал, в суровую Сибирь. Здесь и обосновались. Селились целыми семьями, отсюда и пошло название — «семейские». И широко расселились — трудолюбивые, хозяйственные, жили богато, сохраняя собственный уклад.
[:image:]
Видимо, два с лишним века спустя именно семейская смекалка подсказала им, что туристы — гости нужные, и так в селе Тарбагатай в 60 километрах от Улан-Удэ, где вот уже более 250 лет компактно проживают староверы, открылись двери домов для путешественников, желающих познакомиться с бытом староверов поближе. Кстати, название села и района произошло от бурятского слова «тарбаган», что означает «сурок» — их очень много в этих краях.
[:rsame:]
Попали и мы в это село. Очень красиво! Яркие старинные дома с резными наличниками окружены высокими заборами — чужому ходу нет! А вокруг — таежные леса, заливные луга, высокие холмы. И люди — приветливые, гостеприимные, хлебосольные. Когда за стол посадили — количество блюд было сложно сосчитать... А вкус!.. Но о кухне староверов — немного позже, а сначала мы прошлись по селу, многие дома которого сохранились с давних времен. Все они радовали глаз яркой расцветкой и какой-то особой надежностью. Создавалось общее ощущение радости, что, согласитесь, не всегда отличает наши деревни.
В Тарбагатае нужно обязательно посетить местный музей. Он удивителен не только тем, что находится почти под одной крышей с храмом, но еще и тем, что экскурсию вам здесь проведет очень дружелюбный и улыбчивый отец Сергий, который был основателем коллекции и собрал большую часть этих старинных вещей: иконы, различную домашнюю и сельскохозяйственную утварь, одежды, монеты и многое другое.
[:image:]
В селе есть также небольшая древлеправославная церковь в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В ней можно увидеть уникальные рукописи и церковные книги, многим из которых уже 400 и более лет. Рядом расположились типичные крестьянские дома староверов, полные старинной утвари и разных принадлежностей давнего деревенского быта.
Ну а насладившись пищей духовной, мы перешли к пище физической. В горнице нас ждал настоящий обед из блюд старорусской кухни. Щи (правильно здесь их называть «шти»), томленая в печи рисовая каша, тушеное мясо, пироги с капустой и с рыбой, пирожки с черемухой, печенье «хворост»... Надо заметить, что староверы строго соблюдают все посты и более 200 дней в году не едят мясных блюд.
[:same:]
Едва мы справились с сытным обедом, нас активно попотчевали и «культурной частью». Фольклорный ансамбль «Судьбинушка» в ярких нарядах не менее ярко рассказывал в песнях и напевах семейских о том трудном пути, что привел их предков сюда три века назад, о том, как они устраивались и жили, как торговали с Монголией и Китаем (кстати, яркие расцветки домов и тканей — именно из Китая). Испокон веков песни эти славились своим полифоническим звучанием, и «Судьбинушка», сохраняя традиции, поет их на 6–8 голосов. А потом устроили старообрядскую свадьбу, «поженив» московскую невесту-фотографа с китайским женихом-журналистом. Кстати, этот ансамбль — лауреат множества международных премий, а в 2001 году специальной комиссией ЮНЕСКО ему было присвоено звание «Живые сокровища». Вообще вся культура «семейских» провозглашена ЮНЕСКО Шедевром устного и нематериального наследия человечества.
[:image:]
В России староверов осталось не так и много — около 2 миллионов человек. Живут в основном в сибирских деревнях — там, куда попали их предки 250 лет назад. Но хочется отметить, что люди эти вызывают чувство глубокого уважения и симпатии, так что у меня осталось желание побывать в этих местах снова.