Алексей Высоканов: Трагедия обанкротившихся туроператоров в том, что они разбаловали туристов

Вслед за «Невой» и «Розой ветров» приостановил деятельность ещё один российский туроператор — петербургский «Экспо-тур»

Фото: Туристы в ожидании // Global Look

Вслед за «Невой» и «Розой ветров» приостановил деятельность ещё один российский туроператор — петербургский «Экспо-тур». Компания разорилась после того, как зарубежный владелец арендованного ею теплохода изменил маршрут круиза по Чёрному морю, а туристы потребовали вернуть деньги. В итоге «Экспо-тур» не выполнил свои обязательства перед сотнями клиентов. История получила продолжение, когда компания, застраховавшая турфирму, отказалась отвечать за «Экспо-тур» и платить по счетам.

Непростую ситуацию в области российского туризма для нас прояснил Алексей Высоканов — президент компании «МУЛЬТИТУР», входящей в тройку лидеров среди операторов по внутреннему туризму.

— За последние две недели обанкротились уже три турфирмы. Что происходит в области туризма?

— На самом деле у всех обанкротившихся туроператоров свои ошибки. У «Невы» это в первую очередь то, что силовики перестали ездить за границу. У них была очень активно налажена работа именно с фондами военных, полицейских и других служб. Фонды запретили, и у «Невы» ограничился поток денег, и накопленные долги тут же выплыли. Деятельность «Розы ветров» давно уже шла к своему логическому завершению, потому что компания всё ужималась и ужималась. Конкуренция большая — не выдерживали. И, опять-таки, долги, накопленные за довольно длительный период. Это не проблема сегодняшнего дня. Что касается «Экспо-тур», то компания неудачно зафрахтовала конкретный корабль.

То есть я бы не сказал, что это тенденция по всем туркомпаниям или операторам. Внутренний туризм в этом году вообще на подъёме. Зарубежный в этом году падает по продажам — по разным прикидкам, спад идёт порядка 20%. Это связано и с курсом валюты, и в принципе с осложнением отношений с Западом. Рост внутреннего туризма довольно-таки ощутимый.

— Говорят, туристический рынок переполнен, и слабые игроки-турфирмы банкротятся отпадают, а сильные остаются. Вы с этим согласны?

— Естественно, банкротство происходит на каждом рынке. Кто хорошо рассчитал свои возможности и предугадал ситуацию в мире или ситуацию спроса, тот и остаётся. Так было всегда и на всех рынках.

[:image:]

— Обанкротившаяся турфирма «Нева» была вроде сильным игроком.

— «Нева» как оператор перестала в нормальном смысле этого слова работать с агентствами. Обычно операторы работают с агентствами. «Нева» сделала ставку на частных клиентов — на фонды. Фондов не стало, агентства эту компанию не поддержали, и обороты тут же упали, «Нева» обанкротилась.

Мы, например, больше ориентируемся на коммерческий рынок, то есть 90% — это продажа путёвок через агентства. При этом у нас нет ни одного агентства, чей объём продаж превышает наши объёмы в 4 процента. То есть мы работаем — порядка 7-8 тысяч агентств, которые нас продают, — и уход любого из этих агентств для нас некритичен. А «Нева» — они все яйца сложили в одну корзину, вот и получили. Если бы не это, они бы, наверное, нормально дальше существовали.

— Ясно. Но клиентам обанкротившихся туроператоров от этой ясности, конечно, не легче.

— Туристам не угадать, какая турфирма в следующий раз может либо обанкротиться либо не обеспечить их своими услугами. Поэтому стоит уповать на «Турпомощь» (объединение туроператоров в сфере выездного туризма), которая уже работает довольно-таки качественно, и на выплаты страховых компаний.

[:image:]

— Некоторые туристы, напуганные последними событиями в индустрии, теперь не станут рисковать с поездками. Турфирмы будут как-то привлекать клиентов? Может быть, снизят цены?

— Демпинг — это путь в никуда. Трагедия обанкротившихся и не только туроператоров в том, что они разбаловали туристов низкими ценами и распродажами. На самом деле эти распродажи и приводят к краху той или иной компании. Нельзя постоянно работать в минус. И если турист видит супердешёвую путёвку, которая явно ниже по цене, чем рыночная, не факт, что он по ней улетит. Халява — это, конечно, сладкое слово, но не всегда оно спасает.

Как показывает практика падения последних операторов — не этих трёх конкретно, а тех, что были до них, — оператор, когда умышленно уже банкротится, он начинает распродавать путёвки крайне дёшево. Не стоит на это идти. Многие операторы от демпинга уже уходят: прошла пора завоевания рынков, сейчас все уже стремятся зарабатывать или хотя бы не терять.

— Сейчас реально улететь в Крым? Кажется, были проблемы с билетами.

— Билеты периодически появляются. Всегда остаётся наземный вид транспорта. Сейчас начинают запускать поезда наконец. Всегда есть возможность проехать по единому проездному билету — там без очереди. В крайнем случае всегда можно добраться до порта «Кавказ», перейти паромную переправу и дальше поехать на автобусе благополучно. Было бы желание.

Но дешёвых билетов в Крым действительно не хватает. С этим спорить не буду. Если было бы больше дешёвых билетов, поток туда был бы гораздо больше, потому что спрос очень высокий на Крым. Останавливает только стоимость билетов. Цена путёвки не останавливает, там цены довольно-таки невысокие — вопрос только с перевозками.

[:image:]

— А люди не бояться ехать? Всё-таки ситуация непонятная.

— А что там непонятного? Территорию Украины мы облетаем, на территории Крыма никаких проблем нет вообще. Там все разговаривают на русском языке, там полноценное российское государство, все цены в рублях. Проблем нет никаких абсолютно. Там замечательный климат, красивая природа и большое количество достопримечательностей.

— Получается, что туристический рынок в России обновляется — одни компании уходят, другие приходят. А на зарубежном рынке происходит то же самое?

— Если почитаете зарубежную прессу — там и в Англии туроператоры разоряются, и в Германии периодически разоряются. Вопрос в том, чтобы работали механизмы. Чтобы оператор и турист не страдали. Собственно говоря, и всё.

— Наши туристы страдают.

— Иногда страдают. Надо совершенствовать законодательство.

— А что в нём нужно совершенствовать?

— Нет, ну сейчас заработала «Турпомощь». То есть все туристы разорившегося туроператора, оказавшиеся за рубежом, стопроцентно будут вывезены и не брошены на произвол судьбы. А дальше дело страховой компании по возмещению непосредственно расходов.

Возможно, надо посмотреть, как банки делают: если, например, денег не хватает на возмещение всем желающим, то можно сделать какой-нибудь минимальный платёж, который гарантированно возвращается. Можно гарантировать, что за путёвку возвращается, например, одна или две тысячи долларов. Варианты есть. Только надо это грамотно сделать, чтобы у туристов не было никаких проблем. Да, туристу придётся позаниматься этим какое-то время, но зато он не потеряет деньги.

[:image:]

— Судя по всему, политическая обстановка сильно влияет на туриндустрию.

— Туризм любит тишину. Поэтому любые волнения влияют на поездки. Если сейчас, скажем, в Турции идут какие-нибудь волнения, то туда поток тут же сократится. Здесь даже наши СМИ больше влияют.

Но в этом году внутренний туризм на подъёме. Сейчас взоры наших путешественников обращены на Россию. Сильно востребованы экскурсионные туры — побережье Краснодарского края, Анапа — битком, там мест нету вообще. Внутренний туризм на коне.

— В следующем году, наверное, эта тенденция только усилится из-за санкций и возможной изоляции России?

— Насколько я знаю, никаких санкций на обыкновенных людей не налагается, визовых ограничений никаких нету, поэтому все желающие как бы могут уезжать. Очень влияет курс валют. Когда весной валюта сильно подросла, естественно, стоимость путёвок выросла. И рост был довольно значимый. Из-за этого тут же произошёл спад продаж: кто-то отказывается от поездок; кто-то ездил 3 раза в год, а стал ездить 2 раза; кто-то вообще отложил свою поездку до лучших времён, потому что очень дорого; а кто-то выбрал курорт Краснодарского края, или Белоруссию, или Абхазию — все эти регионы в росте.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика