Никогда не был жмотом. Пенсионер тратит все свои деньги на памятники знаменитым землякам

Житель Липецкой области пенсионер Евгений Крикунов у себя на родине известен тем, что ставит памятники землякам. Причем за свой счет

Фото: Евгений Крикунов //

Житель Липецкой области пенсионер Евгений Крикунов у себя на родине известен тем, что ставит памятники землякам. Причем за свой счет.

Окна на Бунина 

– Эх, был бы я на тридцать-сорок лет моложе! Сколько бы всего еще сделал. – На 70-летнем Крикунове щеголеватая черная шляпа, что придает его облику благородства и выделяет на фоне провинциального елецкого пейзажа. 

Кто знает Крикунова, тот сразу поймет, что его «Эх, если бы!» – напускное, и преклонный возраст вообще не мешает ему добиваться своего. А знают Крикунова в Ельце очень многие. Он известен как собиратель предметов искусства. Много лет Крикунов проработал школьным учителем физкультуры, а когда вышел на пенсию, то не то что не впал в депрессию, как это часто случается, а наоборот – расцвел.

[:image:]

– Наелся, наверное, школы, – рассуждает Евгений Павлович. – Сожаления не было. Только когда начался учебный год и дети 1 сентября пошли в школу, немного сердце ёкнуло, но... быстро прошло.

А все потому, что у Крикунова появилось новое дело. На первый взгляд  чистое чудачество. Он решил ставить памятники землякам – тем ельчанам, которые этого достойны, но чью память до сих пор не увековечили. Ни на кого не оглядываясь, пенсионер Крикунов решил исправить эту историческую несправедливость.

Первый памятник Крикунов поставил Ивану Бунину, который прожил в Ельце много лет. Городские власти в 1993 году были категорически против «памятника белогвардейцу». Но Крикунову что – он если решил, то сделает. И поставил бюст Бунина под окнами собственного дома. Там сейчас живет его теща – не самая большая поклонница писателя, но подарку «от зятя» все равно рада.

«Нам в Липецк хотя бы половину тебя»

Елецкий Бунин сделан со всей серьезностью, никакой посконности: бронзовый бюст на мраморном постаменте. Отливали его на Липецком металлургическом заводе по проекту художника Юрия Гришко. На памятник Крикунов, разумеется, потратился, но насколько серьезно, «не помнит». «Я, – говорит, – часто бываю нищим, но никогда не был жмотом».

Крикунов всю жизнь вкладывался в коллекционирование. Когда был школьником, покупал копеечные открытки с сюжетами из греческой мифологии, когда вырос, начал собирать по-взрослому – старинные вещи. Понятно, что на учительскую зарплату особенно не размахнешься, поэтому он постоянно подрабатывал – например грузчиком по вечерам. Заработанного хватило в итоге на несколько помещений, которые сейчас Крикунов сдает в аренду, – на то живет и памятники ставит.

[:image:]

Буниным дело не ограничилось. Так же «вопреки» Крикунов поставил в Ельце еще три памятника незаслуженно, по его мнению, обойденным вниманием землякам и сворачивать деятельность не собирается.

– Очень хочу памятник поставить Оленьке Мещерской, первой любви Бунина, – говорит он. – Она в нашей гимназии училась. Как он ее любил! А она вышла за другого, который был богаче. Есть задумка поставить памятник Нине Заречной. В Ельце до революции было два профессиональных театра и почти в каждом купеческом доме – любительские. Пусть Заречная как бы идет по тротуару вместе с нашими жителями. 

Еще в планах – крест князю Федору Елецкому, участнику Куликовской битвы. Проект памятника давно готов, но местные власти, как та Баба-яга, снова почему-то против. Впрочем, Крикунова это обстоятельство не очень беспокоит. «Женя, нам бы в Липецк хотя бы половину тебя!» – сказал однажды его приятель-художник.

Художники, кстати, приезжая в Елец за вдохновением, запросто селятся у Крикунова дома. И живут порой по полгода. Разумеется, бесплатно.

– Как я с них деньги возьму?! – делает круглые глаза Крикунов. – Приезжает как-то один, а пятки у него голые... Так я еще и дам.

[:image:]

Добро пожаловать в Крикуновку 

С властями у Евгения Павловича не заладилось задолго до памятников. Когда Крикунов еще работал, он сделал для города большое дело – вернее, три. Открыл три музея. И пока открывал, привык к советам «не лезть не в свое дело».

Последний – Музей истории КПСС и символики советского периода – открылся три года назад. Там бюсты советских вождей, коммунистические знамена, полотна с Лениным. В день рождения Ильича приезжают местные коммунисты, целуют знамена – больше, собственно, в Ельце делать это негде. Сам Крикунов – совсем не поклонник КПСС, просто для него это часть истории, а значит, и часть его родного города.

Ему лично милее Музей елецкого кружева и художественный, в котором выставлены картины московских и елецких авторов. Его в городе в шутку называют Крикуновкой.

– Посмотри на картины Паши Блуднова – это же какая красота! Он словно в 3D рисовал. Вот как он это делал?! – ахает пенсионер. 

Красота эта – абсолютно для всех. Вход в свои музеи Крикунов сделал бесплатным; на каждом здании есть вывески с фамилией владельца и его мобильным телефоном – звони, договаривайся и приходи. Крикунов для всех проводит экскурсии.

Он, конечно, устает больше, чем 30–40 лет назад, недавно перенес инсульт. Но не остановился и не собирается, потому что считает: со своими музеями, памятниками и сумасшедшими идеями, с нескончаемой любовью к Ельцу и искусству он нужен людям. Даже тем, кто не помнит, откуда в городе взялся бронзовый Бунин.

[:image:]

Четыре памятника, которые поставил Крикунов

Ивану Бунину (1993 год)

Бюст писателя стоит в центре Ельца, под окнами дома тещи Евгения Крикунова. В этом же доме находится районный загс, поэтому у памятника часто фотографируются молодожены. К бюсту Бунина ведет лабиринт асфальтовых дорожек. По замыслу Крикунова они символизируют трудный путь к могиле писателя, похороненного под Парижем.

Елецкому пехотному полку (1996 год) 

33-й Елецкий пехотный полк был сформирован указом Петра I и участвовал во всех значимых битвах XVIII – XIX веков. Солдаты и офицеры полка отличились в Бородинском сражении и битве за Севастополь. 

Василию Розанову (2005 год)

Василий Розанов называл Елец своей нравственной родиной. Поставить философу памятник в городе Крикунову не разрешили, поэтому Розанов стоит во дворе его дома. Это, кстати, единственный в России памятник «русскому Ницше».

Иннокентию Херсонскому (2008 год)

Архиепископ Иннокентий родился в Ельце. Во время Крымской войны он посещал места боев и утешал умирающих, за что получил имя Херсонский. Горельеф, установленный Крикуновым, украшает елецкую церковь Преображения и весит почти 180 килограммов.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика