03.06.2010

Рэкет жил, жив и будет жить

1

Я никогда в жизни не сталкивалась с коллекторами. Кто не в курсе — это «вышибалы долгов», которые работают на банки, а иногда и на частных лиц, что их сближает с явлением, которое знают все — рэкетом 1990-х годов.

Только рэкетиры действовали больше физически, а коллекторы давят на психику, загоняя человека в позицию социального изгоя. Присылать домой конверты с черепами, запугивать ребенка должника, обсуждать финансовые проблемы должника с его начальством — это обычные методы фантазийной профессии под названием «коллектор». Мне всегда были непонятны люди, которые из-за невозможности заплатить долги накладывают на себя руки или — еще хуже — убивают близких, чтобы избавить их от этих проблем. Мне казалось, не бывает безвыходных ситуаций. Но, может, просто я никогда не сталкивалась с коллекторами.

Конечно, долги нужно отдавать максимально дисциплинированно. Конечно, неплательщиков нужно наказывать. Но не бандитскими же методами. Видимо, разгул этого «выбивания долгов» дошел до того, что на него стали жаловаться даже чиновники.

На этой неделе начальник отдела Роспотребнадзора дал большое и даже скандальное интервью, в котором призвал граждан просто игнорировать действия коллекторов, плевать на них. В конце концов, не убьют же — все-таки не 90-е на дворе. Согласитель, странно слышить такие анархические призывы от винтика госмашины.

Я покопалась в памяти и выудила только два случая из своей жизни, которые являются слабым подобием отношений «коллектор-должник». Однажды мне позвонили из банка и сказали, что я им должна. Я точно знала, что я никому ничего не должна. Но, выяснилось, что у меня подключена услуга смс-уведомлений, но сообщения мне не приходили, поскольку операций по карте не было (это была зарплатная карта с предыдущей работы). «За воздух» накапало 1000 с копейками.

Пока я шла в банк на разбор — дня четыре — мне звонили каждый день и просили меня не уклоняться. Вежливо, конечно, но 10 минут в день мне приходилось чувтсвовать себя тем, кем я не являюсь. Пришла в банк. Операционистка мне объяснила, что можно в принципе доказать, что я не подписывалась на смс-рассылку, но для этого надо заказать выписку из архива, и это все равно вряд ли мне поможет (услуга подключал прошлый работодатель, а то, что я об этом не знала, меня не освобождает бла-бла-бла). Только потрачу деньги, время и нервы. «И все это время вам будут звонить с напоминаниями», - сказала мне девушка и выразительно посмотрела. Я посчитала, что 1000 рублей - это все же меньше, чем столько же нервов, поэтому расплатилась и рассталась с этим учреждением навсегда.

Второй раз у меня образовался перерасход по кредитной карте — сняли комиссию за обслуживание, о которой я, честно говоря, начисто забыла. Звонит девушка и начинает со мной разговаривать тоном воспитателя детского сада: «Вы же хороший клиент, у вас прекрасная история, давайте придем и заплатим», - увещевала она меня. Я, говорю, в командировке, приеду, зайду. «Окей, давайте не будем ссориться. Нам же это не нужно?».

До возвращения в Москву я участвовала в таком странноватом разговоре еще пару раз. Видимо, это одна из наиболее мягких методик «работы с клиентом». В паре с девушкой звонил парень. Он общался со мной в другой манере. «Я слышал, вы хотели к нам прийти. Когда вас ждать? Хорошо, я записываю, очень вас ждем». Короче, заканифолили весь мозг. Не говоря уже о счетах за роуминг.

Закона о коллекторской деятельности у нас нет. Закона о ее запрете тоже нет. Государство делает вид, что все нормально. В 90-е оно не замечало паяльников и утюгов, сейчас — психических техник, которыми выносят мозг людям. А ведь чаще всего жертвы коллекторов - это не злостные мошенники, а люди в трудной ситуации. Зато близкие к власти банкиры и олигархи довольны — у них есть все возможности стрясать с людей как реальные, так и надуманные долги. А значит, дыра в законодательстве о коллекторской деятельности будет существовать еще неопределенное время.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика