10.05.2010

Бояться нужно не пиратов

6 мая российские морские пехотинцы с большого противолодочного корабля "Маршал Шапошников" провели блестящую операцию - освободили захваченный накануне сомалийскими пиратами танкер "Московский университет". Никто из 23 членов экипажа не пострадал. При этом моряки вели себя очень отважно: не растерялись, подали сигнал тревоги, и заперлись в машинном отделении. Одним словом, способствовали своими действиями собственному спасению. Так что требования о награде для моряков, которые звучат сейчас, вполне справедливы.

И правильно президент Медведев поручил наградить морских пехотинцев, которые вступили с разбойниками в бой: одного уничтожили, десятерых пленили. Еще надо было бы обязательно поблагодарить летчиков международной военно-морской коалиции, которые оказывали поддержку с воздуха.

Но есть во всей этой истории недосказанность. Как-то все забывают о том, что танкер "Московский университет" шел не под российским флагом, а под либерийским. А значит, согласно морским конвенциям, действуют на судне законы Либерии, а не РФ. Экипаж на таком судне может состоять хоть из россиян, хоть из украинцев, хоть из малазийцев. Но считаться будет либерийским. Так что морские пехотинцы спасали либерийское судно "Московский университет", а пираты нарушали закон Либерии, а не РФ.

Впрочем, законы РФ на торговом флоте практически не действуют. И нашим морякам страшны не столько сомалийские пираты, сколько свои же судовладельцы, которые сдают суда в аренду иностранным фирмам.

По оценкам экспертов, более трети отечественных кораблей находятся в аренде у иностранцев. Даже хлипкая посудина, курсирующая по Волге, может быть зафрахтована иностранной компанией. Только на поверку владельцами этих фирм, являются российские бизнесмены, которые используют подобные схемы для обмана экипажей и ухода от налогов. В результате тысячи наших моряков месяцами не получают зарплату, а бюджет России теряет десятки миллионов долларов в виде страховых и пенсионных отчислений.

Но самое главное, что эти "иностранные фрахтователи" ежегодно забывают в чужих портах десятки судов вместе с экипажами. Моряки остаются без средств к существованию заграницей. Например, в Керченском порту уже несколько месяцев стоит российский танкер "Артемида". На судне, экипаж которого полностью состоит из россиян, закончились вода, продукты и топливо. И таких кораблей десятки. Все случаи не перечислить. Вот здесь бы нашему государству стоило бить тревогу - принимать законодательные меры. Увы, решать эту проблему никто не желает.

Что касается пиратства, то согласно данным Международного морского бюро, количество пиратских нападений сокращается. Так с января по март 2010 года было зафиксировано 67 нападений, при 102 нападениях в прошлом году. Все это благодаря усилиям международной военно-морской коалиции. Вот только призвать ее на борьбу с недобросовестными российскими судовладельцами никак нельзя.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика