Новости дня

17 января, среда













































Авториск на перспективу

0

Премьер Владимир Путин на днях пообещал выделить (правда, в кредит) 2,1 млрд евро – вклад России в создание совместного производства автомобилей, которые будут выпускать итальянский Fiat и российская компания Sollers. Таким образом был дан старт созданию второго по величине автозавода в России стоимостью 2,4 млрд евро. Нужны ли нам новые гиганты автопрома?

Очевидно, что России необходимо модернизировать экономику – мы отстаем от других стран. И очевидно, что автопром – это традиционный сектор экономики. То есть вопрос о том, является ли автопром тем звеном, которое сделает вклад в модернизацию, ясен. Но есть и другой момент.

Люди и дальше будут ездить на автомобилях. Следовательно, на них будет спрос. И поэтому надо, чтобы мы могли этот спрос удовлетворить. Сейчас никто не производит товары в одной только стране (кроме разве что молока и тому подобных продуктов). Поэтому не важно, будут ли это полностью наши автомобили или только собранные у нас. Важно, чтобы люди их покупали не потому, что эти машины самые дешевые, а потому, что они конкурентны. В автомобилестроении мы прежде всего должны осваивать заграничный опыт, чтобы он стал и нашим достоянием.  

Если принять за истину, что 1/3 российской экономики должна работать на внутренний рынок, то наши усилия в автопроме имеют смысл. Но при этом надо все-таки внимательно посмотреть: какие деньги тратятся на это и сколько? Путин заявлял, что власти будут поддерживать автопром и строительство – отрасли, наиболее упавшие во время кризиса.

Не факт, что их надо поднимать на государственные деньги в приоритетном порядке. Для оказания помощи прежде всего надо понять: есть ли там лидеры? И есть ли в отрасли конкуренция? Флагманами становятся те отрасли, где есть сильная конкуренция.

Что касается строительства, тут я не оптимистичен. Это рынок очень монополизированный и криминальный. По оценкам специалистов, цены завышены примерно на 60%, причем на уровне прохождения инвестиционных программ. В этой отрасли надо предпринимать усилия, чтобы открыть вход на рынок. Иначе все деньги будут выброшены на ветер.

А вот в автопроме яркие лидеры есть. Я, например, знаю нового директора АВТОВАЗа Комарова. У него достаточно ума, знаний и упрямства. Да и «Соллерс» во главе со Швецовым, на мой взгляд, очень перспективен. И все равно вложения в автопром – это пока рискованные вложения.
поделиться:





Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания