Новости дня

19 апреля, четверг



































18 апреля, среда










Философ на троне или мысли вслух о роли «доблестных мужей» в жизни общества

0

Современная жизнь похожа на скоростной поезд, в котором приходится ехать всем, независимо от их желания. Кажется, что невозможно отделить себя от огромной массы людей, которые живут обычными обыденными интересами. Ежедневные заботы для многих стали основным содержанием их жизни, которая с каждым прожитым днем мчится все быстрей и быстрей. Все время нам приходится решать крупные и мелкие бытовые проблемы: ремонтировать авто, выбирать безлимитные тарифы Билайн и МТС, лечить детей, думать о пожилых родителях.

И все же приходит время, когда просто необходимо остановиться и посмотреть на многие вещи, которые нам кажутся привычными и давно устоявшимися под другим углом зрения.

Великие люди рождают великие идеи. Кто-то придумал колесо, кому-то впервые в голову пришла мысль о том, что рабство постыдное и мерзкое явление, еще кто-то создал великое учение об истине и справедливости.

Многие гении не были признаны при жизни.

Судьба была часто жестокой и несправедливой по отношению к ним. Но они терпеливо сносили все напасти, насмешки и презрение толпы, словно знали о своей высокой миссии в деле совершенствования человечества.

Марк Аврелий имел все – и власть и почитание и даже гарантированное обожествление после смерти, но тем не менее смог противостоять всему этому фальшивому налету света и остаться великим в своей сущности.

Марк Аврелий – римский император (161 -180гг.) и последний из крупных философов стоической школы. Такое сочетание, кажется, нам невозможным и невообразимым. Однако, все так и есть. Возможно даже, что именно в этой невообразимости и стоит искать его загадку.

В своем философском труде «К самому себе», который называют иногда «Исповедь», Марк Аврелий, в полной мере отразил не только свою двойственность, как философа и государственного деятеля, но и двойственность стоического учения.

В основу этического учения стоиков были положены идеи о «вышнем граде» - идеальном обществе, к которому нужно стремиться, но не возможно достичь, из – за низкой природы людей.

Так как большинство людей жаждут богатств и склонны к раболепию перед сильными, при этом, унижая слабых, то задачу построения «вышнего града» может реализовать только «доблестный муж».

«Доблестный муж» - политик, государственный деятель, наделенный такими стоическими добродетелями как справедливость, истина, благоразумие, мужество», должен жертвенно служить всем этим слабым и несовершенным людям. В то же время стоит избегать мнимых ценностей, которые отдаляют человека от истины и размышлений мнимым «одобрение толпы, власть, богатство, жизнь, полная наслаждений».

Жертвенность доблестного мужа в том и состоит, что, имея все эти мнимые ценности в избытке, он должен постоянно противостоять им и быть готовым «легким сердцем оставить жизнь».

Правление Марка Аврелия – время жестоких войн империи с Парфией и маркоманнами. Несколько лет провел он в военных лагерях и крепостях. Десятки раз смотрел смерти в лицо, видел сотни тысяч убитых своих и врагов и при этом все еще верил в идею преобразования общества и построения «вышнего града».

«Если бы ты и хотел этого, ты не можешь отделить свою жизнь от человечества. Ты живёшь в нём, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки и глаза» - обращался он к самому себе. Вот – эта грандиозная в своей сущности идея, кажется наиболее ценной с точки зрения современного человека.

Потребность во взаимодействии и участии каждого в построении счастья общими усилиями - вот ключ к развитию цивилизации.

Да, жизнь быстротечна, и в ее бурном течении человеческая судьба - песчинка и как говорил Сенека, «думай всегда о том, что, выходя утром из дома ты можешь не вернуться туда вечером». Марк Аврелий не вышел за рамки традиционного для стоиков пессимизма. Но все же это его высказывание говорит о том, что философ не должен прятаться от общества (как утверждали представители других философских школ, к примеру, киники), считая его распутным, и низким.

Наоборот, нужно приложить все силы и энергию «для взаимодействия». Вот в этом и состоит великое значение труда

Марка Аврелия – он смог преодолеть индивидуализм и созерцательность, присущий не только стоикам, но и всем школам, и утвердить идею активного участия носителей мудрости и высших идей в повседневной жизни общества.

Его идея взаимодействия была положена в основу более поздних философских концепций.

Когда-то, Платон утверждал, что идеальным может стать только то государство, в котором при власти окажется философ.

Спустя 500 лет это случилось. Недаром Марка Аврелия называют «философом на троне». Но не хватило усилий одного человека, пусть даже венценосного, для построения идеального общества. Огромные толпы варваров все сильней напирали на границы дряхлеющей империи. Внутри же государства практически не осталось граждан, которые бы были готовы его защищать.

Все хотели только хлеба и зрелищ, и только рабам нужна была еще и свобода, которую император не мог им дать при всем своем желании. Ведь это привело бы к разрушению огромного государства, основанного на унижении и подчинении других народов.

Марк Аврелий умер от чумы в 180 году в крепости Виндобона (современная Вена), утомленный нескончаемыми войнами и государственными проблемами.

Он умер … и остался жить. На страницах своей книги, в памяти людей, в своей смелой и великой идее создания «вышнего града». Он растворился в великой реке времени и сам стал рекой. Он жил как философ и умер, как философ и только листая страницы «Исповеди», мы все еще сомневаемся в этом. Тело ничтожно, дух велик и неистребим. И в этом истина, не требующая доказательств.

Именно благодаря таким величинам, общество прошло тернистый путь от примитивных каменных орудий труда до сверхмощных компьютеров и андроидов. Благодаря им, появился свет и газ в наших домах, и есть возможность выбрать прямые номера, по которым можно звонить безлимитно.

Японцы посчитали: достаточно изъять из современного общества 2 тысячи гениев и оно тут же начнет деградировать. Так что давайте будем оберегать своих «доблестных мужей»: философов, ученых, изобретателей. Иначе, никак нельзя, и, быть может, нам удастся наконец-то построить «вышный град», о котором две тысячи лет тому назад мечтал римский император.

поделиться:





Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания