Эксперт: Google еще не раз подберется к сегменту соцсетей
IT-эксперт Александр Красоткин рассказал Sobesednik.ru, почему интернет-гигант Google закрыл свою социальную сеть
Компания Google объявила, что к августу следующего года закрывает социальную сеть для обычных пользователей – сервис сохранится только для корпоративных клиентов. «Учитывая трудности и чрезвычайно низкую популярность пользовательской версии Google+, мы решили вывести ее из работы», – говорится в сообщении компании.
Кроме того, в Google признали, что минувшей весной имела место массовая утечка данных пользователей социальной сети. В блоге компании сообщается, что уязвимость могла затронуть около полумиллиона пользователей. Сейчас ошибка уже ликвидирована, но успели ли компьютерные взломщики воспользоваться ей, разработчики не знают.
IT-эксперт Александр Красоткин рассказал Sobesednik.ru, почему интернет-гигант Google закрыл свою социальную сеть:
– В ситуации с закрытием Google+ нет ничего необычного. Это для пользователей социальные сети – то, место где они «живут», спускают свою жизнь. А для компаний-владельцев это просто бизнес. И он ничем не отличается от животноводческой фермы. Такие же овцы и бараны, которых закупают, спаривают, доят, стригут и режут на мясо. Есть доходы – ферма развивается, нет доходов – ее закрывают.
Google+ не получился. Он не приносит дохода. У него нет перспектив. Его закрыли. Все правильно сделали. Если бы Google знал причины неуспеха, он бы устранил ошибки, добавил недостающее и опять попытался захватить рынок. Закрытие же свидетельствует о том, что у крупной компании с огромным штатом специалистов и внешних консультантов нет заслуживающих реализации идей. Тем более с ответом на этот вопрос не помогут независимые эксперты. Однако можно утверждать наверняка, что Alphabet (материнский холдинг Google) ещё не раз попробует подобраться к этому рынку на базе других продуктов или с нуля.
Можно также с уверенностью сказать, что в самой компании никому не хочется участвовать в закрытии сервиса. Особенно с таким огромным числом пользователей. Принятие такого решения обычно оттягивают. Поэтому о ликвидации подобных проектов объявляют много позже, чем становится совершенно ясно, что «пациент скорее мёртв». С Google+ давно было понятно, что он не станет успешным и является лишь балластом для компании. Так что решение ожидаемо.
С катализатором тоже понятно: когда на общем фоне депрессивности и бесперспективности проекта сообщают, что он ещё и вредит репутации компании, становясь причиной утечек данных пользователей, руководителю не остаётся ничего, кроме как объявить о закрытии. Сама по себе брешь [обнаруженная в Google+], насколько могу судить, не является столь уж критичной для современных реалий. Её подробно описали в нескольких источниках, не буду повторяться. Лишь в двух словах поверхностно: через созданное для программистов API стало возможным по цепочке «друзей» прочитать данные тех, кто сделал свой аккаунт приватным. Но это большая наивность – полагать, что такие данные можно сохранить в тайне: это всё же даже не приватная переписка, а посты в соцсети, пусть даже и опубликованные для закрытого круга.
Дыру в безопасности закрыли, как только о ней узнали. Неизвестно даже, использовал ли её кто-то. С этой стороны к компании нет претензий. Но, как говорится, осадочек остался. Вот сейчас лишь задумываюсь, не послужила ли эта или аналогичная брешь основой для индексации «Яндексом» документов Google Docs, доступных лишь по ссылке, о чём стало известно несколько месяцев назад. Ведь для того, чтобы проиндексировать документы, необходим список их адресов, а получить его можно, лишь имея доступ к каким-то относительно конфиденциальным данным. Но и об этом мы вряд ли узнаем: и та, и другая сторона не заинтересована раскрывать конкретику.
В дополнение могу лишь сказать, что Google уже давно относится к пользователям лишь как к инструменту для зарабатывания денег. В частности, закрывая проекты, он не предоставлял совместимые альтернативы, а лишь предлагает скачать созданный контент в каком-то зубодробительном формате. Его затруднительно прочитать обычным пользователям. Да и непонятно, что с этими данными делать в отрыве от сервиса.
Закрытие бесперспективных проектов – это правильный бизнес-подход, но его текущая реализация вредит репутации Google. Тут хочется процитировать сообщение одного из пользователей Google+: «Начиная с сегодняшнего дня, я не доверяю Google».
Тем не менее я бы не советовал расстраиваться. Нужно понимать, что нет ничего вечного: все эти условные «Apple», «Google», «Mail.ru», «Microsoft», «Telegram», «Twitter», «ВКонтакте», «Яндекс» – все, чем вы сейчас пользуетесь в этой и другой области, когда-нибудь обязательно прекратит своё существование. Сколько их уже исчезло на нашей памяти... Поэтому нужно доверять не брендам и их создателям, а конкретным сервисам, постоянно двигаясь за прогрессом, заблаговременно переходя на новые, перспективные, растущие, сохраняя и перенося данные. И всегда быть готовым к закрытию любого из них. Немножко хлопотно, но что поделаешь, жизнь ведь и есть движение.