11.02.2013

"Морскому старту" грозит финиш

Скрытое банкротство РКК «Энергия» может обернуться реальным

Скрытое банкротство РКК «Энергия» может обернуться реальным

Падение ракеты-носителя «Зенит-3SL» с американским спутником «Интелсат-27» - уже третий аварийный пуск в рамках проекта «Морской старт». Руководство РКК «Энергия» объясняет провал отказом аппаратуры, произведённой на Украине. Между тем эксперты усматривают причину проблем российской космонавтики в коммерциализации отрасли. Впрочем, в этой сфере РКК «Энергия» также не удаётся добиться успехов: компания находится в долгах и теряет заказчиков, отмечает профессор Высшей школы экономики Олег Матвейчев.

Проект «Морской старт», частью которого являлся недавний провальный пуск, превратился из многообещающего начинания в «чёрную дыру». С момента старта проекта в 1995 году было проведено более 30 успешных запусков. Тем не менее, в 2008 году проект был фактически приостановлен после того, как участник программы, несший на себе всю финансовую и юридическую нагрузку — компания «Боинг» — вышел из проекта. По официальным данным, это произошло из-за нежелания руководства «Боинга» наращивать миллиардные долги в период мирового финансового кризиса.

По другой же версии, причиной стало то, что, по словам одного из руководителей дочернего предприятия «Боинга», «с новым русским руководством невозможно договориться»: незадолго до этого гендиректором РКК «Энергия» стал Виталий Лопота. «Боинг» предъявил «Энергии» иск на полмиллиарда долларов, и хотя впоследствии эта сумма была уменьшена почти втрое, взамен в договор был включен пункт, по которому РКК «Энергия» должна согласовывать с властями США полезную нагрузку на запускаемых ракетоносителях «Морского старта». Более того, все пуски по проекту должны были лицензироваться в США, на что ушло больше года — а это стоило десятков миллионов долларов прямых убытков, связанных с поддержанием бездействовавшей в это время инфраструктуры.

У РКК росли долги, львиную долю которых составляли долги по проекту «Морской старт». На обеспечение своего существования «Энергия» вынуждена была брать все новые и новые кредиты. Ключевую роль в поддержании жизнеспособности проекта по-прежнему должны играть заказы на запуски — для рентабельности проекта их требуется как минимум четыре в год. Между тем в 2011 году «Морской старт» осуществил один запуск, в минувшем году — три, на 2013 год запланированы два запуска, один из которых уже провалился. Тем не менее, РКК «Энергия» планирует покрыть все издержки проекта, для чего требуется изыскать около 200 млн. долл., а это меньше всей официальной капитализации «Энергии».

В 2012 году швейцарская корпорация «Сиа Лонч АГ», «дочка» РКК «Энергия», признала, что через год с небольшим самостоятельной работы фирма пришла к полному банкротству. В числе прочего упоминались 58 млн долл. убытка от нескольких двигателей, закупленных у компании «Международные космические услуги» (МКУ), но так якобы и не поставленных. Швейцарский аудитор предложил предпринять хоть какие-то действия, чтобы взыскать этот долг, однако руководство в лице Виталия Лопоты, по сути, предложило перевести этот долг в убытки, создав под него специальный резерв в уставном капитале за счет РКК «Энергия».

Профессор Высшей школы экономики Олег Матвейчев отмечает, что на деле «Си Лонч» позаимствовали у «Международных космических услуг» две ракеты, взамен пообещав договориться с фирмами-заказчиками пусковых услуг компании МКУ о переносе их запусков на более поздние сроки, а также построить и передать МКУ две ракеты, аналогичные взятым взаймы. Своих обещаний, однако, «Сиа Лонч АГ» не выполнила, а вскоре была объявлена банкротом.

Вскоре после возобновления деятельности «Си Лонч» «воскресли» и её претензии к МКУ. И это несмотря на то, что фирма не выполнила ни одного из условий договора — только внесла предоплату в размере тех самых 58 млн долларов. Юристы «Международных космических услуг» в ответ предложили «Сиа лонч» выплатить компенсацию в счёт выгоды, упущенной из-за срыва двух пусков, чтобы затем получить обратно свою предоплату.

Руководство «Энергии», однако, решило просто переложить свои долги из одного кармана в другой, повесив их на НПО «Энергомаш» - что означает неминуемое банкротство для предприятия, и так имеющего убытки за прошлый год в размере 30 млн. долл. При этом судьба 58 млн долларов — денег, полученных за осуществлённые пуски — по-прежнему остаётся неизвестной. На собрании совета директоров «Сиа Лонч АГ» же было предложено поднять ровно на эту сумму стоимость услуг, оказываемых головной компанией – РКК «Энергия» – Российскому космическому агентству.

В 2012 году главе РКК «Энергия» Виталию Лопоте было очень важно продемонстрировать свою состоятельность как руководителя новому руководству Роскосмоса — особенно после того, как в конце 2011 года на голосовании по выдвижению его кандидатуры в академики РАН Виталий Лопота получил все черные шары, что произошло в истории РАН впервые со времен ее основания Петром Первым.

Однако результаты работы «Морского старта» плачевны, а основной рабочий проект «Энергии» – Международная космическая станция — по сути, окончательно превратился в обслуживание американского и японского сегментов станции. Развитие российского сегмента МКС постоянно откладывается, строительство новых модулей задерживается.

Наконец, с 2007 года в РКК «Энергия» были свернуты практически все перспективные проекты корпорации: например, многолетние работы по новому кораблю так и не вышли из стадии концепции, а базой летающих по сей день «Союзов» и «Прогрессов» остаются корабли, созданные в 60-е годы прошлого столетия.

Эксперт полагает, что нынешнее руководство РКК «Энергия» сделало ставку на коммерческую составляющую, а точнее — на быстрые деньги, и называет одной из главных причин провальных показателей в том числе и в финансовой сфере (по итогам девяти месяцев прошлого года кредиторская задолженность «Энергии» превысила 30 млрд рублей, а цена за акцию на российских биржах достигла исторического минимума и по сравнению с 2009 годом снизилась почти в пять раз) созданную при Виталии Лопоте схему недопущения государства к контролю за деятельностью «Энергии» и «Энергомаша».

России принадлежит всего 38% РКК , еще 20 процентами корпорации владеет ИК «Развитие», стопроцентная «дочка» «Энергии», остальное перетекло непонятным фондам и самому менеджменту предприятия, сообщает «Независимая газета».

Рубрика: Технологии

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика