Новости дня

21 июня, четверг






20 июня, среда







































Российский рынок бухгалтерских услуг: проблемы и тенденции

0

В США еще 16 лет назад крупных предприятий, которые отдали предпочтение внешнему бухгалтерскому обслуживанию (привлечению аутсорсера), насчитывалось более 80% из всего объема действующих организаций.

По результатам прошлого 2012 года эта доля выросла до 93%. В сегменте средних и малых фирм этот показатель варьируется в диапазоне 42-69% действующих фирм (в зависимости от штата). А в секторе частных предпринимателей Америки бухгалтерское сопровождение сторонними специалистами (аутсорсинговыми компаниями) предпочитают 98% участников рынка.

В Европе ситуация примерно та же: штатных бухгалтеров в зарегистрированных компаниях крайне мало, не более 2% (в среднем по развитым странам) организаций любого масштаба сохранили эту должность в штатном расписании. При этом динамика роста популярности бухгалтерского аутсорсинга в тех же Франции, Германии, Италии, Скандинавии и Прибалтике продолжает расти. В прошлом, в частности, году, из 100 европейских фирм услугами привлеченного бухгалтера (не штатного) пользовались более 77% организаций.

А вот Россия преимущества, которые обеспечивает профессиональный аутсорсинг бухгалтерских услуг, пока ценит не так высоко, как Запад. Здесь аутсорсеры обслуживают не более 5% рынка средних фирм, порядка 18% компаний крупного сектора и всего 62% частных предпринимателей. Причин, по мнению экспертов рынка коммерческих отношений, тому имеется несколько.

  • Основная сложность (барьер на пути развития сервисного сегмента) это, конечно, дефицит доверия бухгалтерским компаниям. Силами опытных участников этого рынка проблема постепенно решается (когда предприниматели на опыте убеждаются в порядочности наемного специалиста), но малыми темпами.
  • Специфика (изменчивость, неоднозначность) некоторых пунктов налогового кодекса нередко становится причиной отказа от услуг сторонних бухгалтеров: многие попросту не хотят рисковать, заключая долгосрочные договора аутсорсинга.
  • Недостаток информации о программе обслуживания – тоже проблема. По результатам последнего опроса, к примеру, в России более 29% опытных деятелей коммерческого рынка даже не имеют представления о том, что собой представляет бухгалтерский аутсорсинг.

Кстати, о путанице понятий: аудиторская проверка – еще один термин, который далеко не все понимают правильно. По сути своей, это мера упорядочивания финансовых показателей работы компании. А порядка 30% отечественных предпринимателей уверены, что это мера вынужденная и непременно на их бизнесе негативно сказывающаяся. И как раз с этим заблуждением нужно бороться в первую очередь, уверены аналитики.

поделиться:





Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания