12.10.2010

Символы ЭКСПО

Павильон России состоит из 12 башен, имеющих общее основание. Общая площадь его составляет 6000 кв. м. План павильона напоминает древнеславянское поселение и символизирует «цветок жизни» или «солнце».

 

Павильон России состоит из 12 башен, имеющих общее основание. Общая площадь его составляет 6000 кв. м. План павильона напоминает древнеславянское поселение и символизирует «цветок жизни» или «солнце».

Карта «Индустрия социализма» Париж

На Парижской выставке 1937 года советская экспозиция состояла из 5 разделов, которые раскрывали основную тему выставки. Наибольший интерес среди экспонатов вызывала карта промышленности Советского Союза «Индустрия социализма» размером 22,5 кв. м. Она была изготовлена из 10 тысяч самоцветов и драгоценных камней. Идея ее создания принадлежала Г. К. Орджоникидзе, наркому тяжелой промышленности СССР.

Все, что можно было добыть на территории СССР, было собрано на карте – яшма, лазурит, аметист, аквамарин и даже бриллианты. Неизвестно, что больше привлекло публику – драгоценные минералы или информация, которую они давали. Карта иллюстрировала размещение природных богатств и достижения СССР в области промышленности. Рубины обозначали черную металлургию, изумруд – деревообрабатывающую и лесную промышленность, горный хрусталь символизировал бумажное производство. Название города Ленинграда было сложено из прямоугольных александритов. Все эти камни добывались по всему огромному Советскому Союзу. Но в коллекции оказались и заграничные гости. Опалы привезли из Чехии, а лазурит – из Афганистана.

Сейчас этот шедевр картографии, ювелирного дела и мозаичного искусства находится на реставрации в «Янтарной мастерской». Если советские камнерезы создали карту за 11 месяцев, то на восстановление ее уйдет, по оценкам современных мастеров, несколько лет. Справедливости ради надо отметить, что в 1937-м над ней в стахановском режиме трудились более 600 человек.

По словам реставратора Николая Алтухова, карта сильно повреждена, у нее большой прогиб, который нужно устранить. Поэтому потребуется снять и очистить все ее 98 сегментов, а затем переложить их на новую сланцевую основу. На один сегмент уйдет минимум неделя.

Свидетельством большого успеха советского павильона на Всемирной выставке 1937 года в Париже явилось присуждение 270 наград, причем 95 из них – Гран-при. И один – был присужден именно «Индустрии социализма».

«Рабочий и колхозница» Париж

Знаменитая на весь мир пара в исполнении скульптора Веры Мухиной создавалась для советского павильона на Всемирной выставке 1937 года, проходившей в Париже.

Хотя девизом ЭКСПО было «Искусство и техника в современной жизни», там разыгралась локальная война идеологий отдельных стран. Помимо СССР, в мероприятии участвовала и фашистская Германия, чей павильон, украшенный орлом и свастикой, расположился аккурат напротив советского. Наш

25-метровый монумент, поднятый павильоном-постаментом еще на 33 метра, оказался выше готической птицы, и композиционно пара, несущая серп и молот, как бы препятствовала ее полету.

В конкурсе на строительство павильона победил архитектор Иофан. Он придумал и идею скульптурной композиции. По воспоминаниям архитектора, у него еще во время работы над конкурсным проектом «родился образ… скульптуры, юноша и девушка, олицетворяющие собой хозяев советской земли – рабочий класс и колхозное крестьянство. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов – серп и молот».

Конкурс на скульптуру объявлялся отдельно. Выигравшая его Мухина создала полутораметровую гипсовую модель, по которой на опытном заводе Института машиностроения и металлообработки отлили монумент.

В январе – августе 1939-го скульптура была установлена на постаменте перед Северным входом на ВСХВ (ныне ВВЦ), на котором она благополучно простояла до 2003 года, когда обветшавший монумент разобрали на 40 фрагментов, чтобы отреставрировать и вернуть на место к концу 2005-го.

Однако работы закончились только в конце 2009 года.

28 ноября обновленных «Рабочего и колхозницу» вернули на новый, специально возведенный для них постамент, который стал на 10 метров выше предыдущего (в нем размещены выставочный зал и музей Веры Мухиной).

 

Эйфелева башня. Париж

Нынешний символ Парижа служил для Всемирной выставки 1889 года входной аркой. За идеей ее постройки администрация Парижа обратилась к известному инженеру Густаву Эйфелю. Тот порылся в своих пылящихся на полках чертежах и извлек на свет проект 300-метровой железной башни, о котором почти забыл.

В течение 40 лет со дня постройки ни одно самое высокое сооружение мира не могло сравниться с конструкцией Эйфеля. Лишь в 1930 году небоскреб Крайслер Билдинг в Нью-Йорке забрал высотное лидерство себе.

Поначалу Эйфелеву башню планировали снести через 20 лет после окончания выставки. Однако ее спас технический прогресс. К тому времени ее верхушку плотно украсили радиоантенны. Демонтаж ажурной железной конструкции пришлось отменить навсегда. К великому негодованию парижской творческой интеллигенции, которая изначально воспротивилась проекту Эйфеля. В 1887 году 300 писателей и художников, среди которых были Александр Дюма-сын и Ги де Мопассан, направили в муниципалитет ноту протеста, где Эйфелева башня была названа «бесполезной и чудовищной». «На протяжении 20 лет мы будем вынуждены смотреть на отвратительную тень ненавистной колонны из железа и винтов», – написали они.

Мопассан, кстати, регулярно обедал в ресторане на первом уровне башни (ныне – ресторан «Жюль Верн»). Когда ярого противника Эйфеля спрашивали, зачем он это делает, он отвечал: «Это единственное место, откуда ее не видно».

Настоящей сенсацией ЭКСПО-1889 стало электричество – газеты наперебой трезвонили об этом чуде. Кроме того, участники привезли на экспозицию такое количество текстильных станков и паровых машин, что среди них практически затерялся автомобиль Бенца. Россия в этом празднике жизни принимала неофициальное участие. Но все равно увезла немало почетных наград. А первый производитель российского коньяка, основавший коньячные заводы в Кизляре, Ереване и Тбилиси, Давид Сараджев получил сразу две золотые медали.

Королевский выставочный павильон. Мельбурн

Для всемирной выставки 1880 года в Австралии был возведен выставочный павильон, объединивший элементы множества архитектурных стилей.

Он был сооружен из кирпича, дерева и стальных конструкций. Это единственный сохранившийся павильон из тех, что строились в XIX веке для всемирных выставок.

Здание, как и окружающий его парк Карлтонские сады, было спроектировано Джозефом Ридом для проведения больших международных выставок 1880 и 1888 гг. Причем первая из них стала первым глобальным событием в истории Австралии. Открытие выставки было шикарным и помпезным. Послушав речи и патриотический гимн, публика ринулась на просмотр экспозиции. Многие поднялись на смотровую площадку, устроенную вокруг купола. Обзор в то время был прекрасным ввиду отсутствия небоскребов.

Выставку тогда посетили почти 1,5 млн человек. Следующая всемирная выставка проходила в стенах этого же павильона, и число ее посетителей возросло до

2,2 млн человек, что составило 69% от населения всех австралийских колоний. А в 1901 году в этом здании начал заседания парламент только что созданного Австралийского Союза. В 1919 году во время эпидемии гриппа здание служило госпиталем.

В 1940-х годах здание стало известно как «Белый слон». По одной версии – из-за своего декора. По другой, более правдоподобной (ибо ничего слоновьего, кроме размеров, в здании нет), – по аналогии с древней традицией индийских правителей дарить придворному, от которого хочется избавиться, белого слона. Дело в том, что правительству было тяжело содержать столь большое помещение и оно постепенно ветшало. Ровно до 1984 года, когда Мельбурн посетила королева Елизавета II. Она тогда присвоила выставочному центру титул «Королевский». Новое название не только звучало солидно и красиво, но и послужило поводом для начала реставрации внутренних помещений.

В 2004 году Королевскому выставочному центру и прилегающему к нему парку был присвоен статус Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он стал первым зданием в Австралии, удостоенным такой чести.

Выставочная ротонда. Вена

В 1873 году всемирная выставка прошла в столице Австро-Венгрии – Вене. Ее организаторами выступили крупные банкиры и предприниматели, в том числе Ротшильды и Круппы.

Экспозицию разместили в парке Пратер, в самом центре которого был построен главный павильон. Он по уже сложившейся традиции всемирных выставок впечатлял размерами и затейливостью внутреннего устройства. Архитектурное сооружение было длиной 907 м, шириной – 206 м и представляло собой сложную сеть просторных галерей и крытых дворов, примыкавших к центральной части. Но весь этот лабиринт, названный Дворцом промышленности, украшала ротонда, возведенная над средним строением. Дворец промышленности для истории как-то забылся, а вот ротонда осталась. На тот момент она имела крупнейший в мире купол. Общая высота – 83 м, диаметр – около 110 м. Для сравнения – купола соборов Св. Петра в Риме и Св. Павла в Лондоне имеют диаметр 48 и 34 м соответственно. Купол поддерживали 32 столба толщиной 3,25 м и высотой 24,3 м и украшали 10-метровые пластиковые окна. Для увеселения публики на нем были устроены смотровые площадки. Этот шедевр, размеры которого буквально завораживали посетителей, спроектировал архитектор Скотт Руссель.

В ротонде расположилась лучшая часть российской экспозиции. Это были золотые и серебряные изделия Сазиковых, малахит Шпергазе, продукция императорских гранильного, фарфорового и стекольного заводов, резиновая мануфактура. Кроме этого, Россия привезла множество картин: «Охотники на привале» и «Рыболов» Перова, «Бурлаки» Репина, «Грачи» Саврасова. В газетах писали и о «большом разрезе храма Христа Спасителя» архитектора К. Тона и прочих архитектурных шедеврах русских. В общем, 1000 наград мы тогда за воевали.

…А ротонда, несмотря на регулярные протечки крыши, простояла до 17 сентября 1937 года. В этот день в Вене случился сильнейший пожар, в огне которого погиб гигантский павильон.

Хрустальный дворец. Лондо

1 мая 1851 года в лондонском Гайд-парке открылась «Великая выставка изделий промышленности всех наций», созванная королевой Викторией.

Символом и главной достопримечательностью мероприятия стал Хрустальный дворец, построенный из железа и стекла. Этот гигантский выставочный зал вмещал до 14.000 посетителей. Причем возведен он был в рекордные сроки – в течение 1850–1851 годов. Огромная, расположенная террасами постройка представляла собой ажурный железный каркас, заполненный стеклом.

Надо отметить, что ранее комиссия по устроительству выставки рассмотрела 245 разнообразных проектов будущего здания, но традиционные формы и материалы никого не устроили. И тут появился Джозеф Пакстон со своим предложением. Сказать, что все были в шоке, значит ничего не сказать. Разгорелся настоящий скандал. Вызван он был не столько дерзостью Хрустального дворца, сколько личностью автора. Ведь Пакстон не был профессиональным архитектором. Он всю жизнь проработал садовником, и ему неоднократно приходилось строить теплицы. Собственно, этим его и попрекали: мол, собирается построить какую-то оранжерею.

Тем не менее комиссия остановилась на проекте Пакстона, который был успешно воплощен. Среди прочих инноваций внутри здания были и первые платные туалеты для публики. Посещение их стоило одно пенни. За шесть месяцев работы выставки через них прошли 827.280 посетителей.

В целом выставка принесла в казну 160.000 фунтов прибыли. Постройка дворца обошлась в 150.000. По завершении выставки дворец был разобран и перенесен в лондонское предместье Сайденхем-Хилл, где и был уничтожен большим пожаром в ноябре 1936 года.

…Россия на этой выставке отличилась в основном сельхозпродукцией – увезла треть наград. Впрочем, еще нам достались золотые медали за диадему придворных петербургских ювелиров Кеммерера и Зефтингена, за серебряный настольный канделябр Сазикова и за малахитовые изделия фабрики Демидовых.

 

 

Рубрика: Технологии

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика