Олимпиада на выживание

Советский Союз сгубила не гонка вооружений, а гонка за медалями.

Идеологическая диверсия

В 1980 году на «ось зла», стержнем которой для американцев тогда был Советский Союз, было надето пять олимпийских колец. Вот мы и попались. Ожидаемый коммунизм превратился в капитализм. Правда, лишь на месяц и лишь в пяти городах, где проходили состязания (Москва, Ленинград, Таллин, Киев и Минск). Но центром торжеств в июле – августе 1980-го стала, разумеется, столица.
– Настоящая американская кола в банках, которые можно было открывать без консервного ножа, сыр, завернутый не в серую бумагу, а в целлофан, пластиковые стаканчики и тарелки, которые мы приберегали для хозяйства, смородиновый джем из Финляндии без скрежета сахара на зубах, финское же пиво со смешным названием «Синебрюхофф» и диковинные сигареты с ментолом, бутерброды с сервелатом, которые продавались в буфетах без всяких привычных очередей… – москвич Александр Смирнов не устает перечислять все прелести олимпийской столицы. – Только американскую рекламу по телевизору так и не показали. А все так надеялись!
Станции в метро объявляли в том числе по-английски, в Олимпийской деревне регулярно проводились противоречащие научному атеизму богослужения, а из оформления спорткомплекса «Олимпийский» представители Международного олимпийского комитета (МОК) вообще велели исключить красный цвет.

– У наших режиссеров аж дух перехватило – это ж цвет нашего флага! – вспоминает завкафедрой режиссуры театрализованных представлений и праздников Университета культуры и искусств Олег Орлов. – Но красными в итоге оставили только те самые флаги, все остальное перекрасили.

Криминальная диверсия

Москва-80 оказалась словно на осадном положении. Въезд в город из регионов был плотно закрыт. На время Олимпиады из Москвы эвакуировали почти всех детей, сосланных родителями на дачи или в пусть пионерские, но все-таки лагеря.
С «антисоветским элементом» не церемонились вовсе. Бомжи и цыгане, фарцовщики и проститутки, авторитеты и мелкие карманники получили предписание срочно покинуть город и выехать за 101-й километр добровольно. Тех, кто не желал записываться в добровольцы, отправляли уже на зону. Вроде бы эти меры помогли милиции бороться с преступностью, но на самом деле коррупция в Союзе, напротив, получила новый стимул.

– Кражи стали кошмаром московской Олимпиады, – не стал скрывать директор олимпийского комплекса в Крылатском Дмитрий Каменев. – В моих владениях обчистили шведского велосипедиста. Как обычно у себя дома, он снял костюм у кромки трека и отправился крутить педали. Вернулся – одежды нет. Хотел объяснить парню, что ему следовало быть повнимательнее. Но скажет: вокруг столько милиции, она-то куда глядит? Вот я и выдавил из себя: мол, наверное, кто-то по ошибке взял, вернут. Не вернули, конечно. Крали-то сами работники милиции, главным образом иногородние. Ухитрялись уносить все, что, с их точки зрения, плохо лежало. Вырывали с мясом шнуры телефонов, с аппаратами тащили оборудование, даже обычные лампочки вывинчивали! Но когда я поднял вопрос о пропаже 79 аппаратов, руководство милиции мне ответило, что, мол, в гостинице «Космос» на 300 тысяч рублей наворовали, а я с такими мелочами обращаюсь. Списать – и весь ответ.

Финансовая диверсия

– На Олимпиаде в Москве вообще многим и многое списывалось, – продолжает Каменев. – Нередко просто не было времени вывозить и складировать все то, что в избытке доставлялось в Москву. Мне кажется, что изобилие это было искусственным и специально организованным. Чтобы кому-то легче было растаскивать.

А растаскивать было что. По данным Центрального статистического управления СССР, расходы только на строительство спорткомплексов и прочих сооружений вместо планировавшихся изначально 356 миллионов рублей достигли почти полутора миллиардов. Да и те освоили с большим трудом. Все главные спортивные (Гребной канал, стадион в Лужниках) и не только (телерадиокомплекс в Останкино) объекты сдали буквально перед самыми играми, в конце июня, а то и за день до официального открытия. Тут Брежнев, еще в 75-м предсказавший колоссальные затраты и призывавший отказаться от Олимпиады, оказался про­видцем.

В принципе расходы на организацию любых состязаний полностью или частично должна покрывать прибыль от рекламы, брони в гостиницах и продажи билетов и телетрансляций, но…

Страны НАТО от трансляции отказались, так же как и фирмы-партнеры – от рекламы (за исключением «Адидаса»), туристов из капстран практически не было, билеты, распроданные за рубежом, возвращали сотнями тысяч, и, чтобы трибуны совсем уж не пустовали, вместо 30 рублей за билет профкомы стали брать со студентов по 30 копеек… Международный бойкот ударил по московской Олимпиаде ее же рублем.

Политическая диверсия

Судя по всему, именно решение о проведении в Москве Олимпиады стало секретным оружием Пентагона в борьбе с закоренелым идейным врагом. Не зря активным лоббистом советской делегации в МОК был экс-посол Испании в СССР Хуан Антонио Самаранч, некогда верный слуга франкистского режима.

Подготовка страны к мероприятию подточила советский бюджет не меньше, чем гонка вооружений. При этом о бойкоте Олимпиады-80 на Западе впервые заговорили еще в 1978 году, задолго до ввода наших войск в Афганистан, который, по сути, оказался только предлогом.

Как у нас боялись тлетворного влияния Запада, так и у них опасались ветра с Востока. Пугали народ. Говорили, что оргкомитет Олимпиады наводнен шпионами из КГБ, которые всех вербуют или ссылают в Сибирь. Что в Москве нет пивных, а есть туалеты прошлого века. Что туристов расселят в школах и детсадах. Правительства стран НАТО лишь закрепили то, что уже решил американский и европейский болельщик – бойкоту быть. Причем бойкот этот нам не объявляли до последнего, желая, чтобы Кремль потратил все до копейки из намеченных средств.

И сейчас ситуация повторяется. Три года назад Сочи завоевал право на проведение зимних игр 2014 года. Спустя год появился и повод для их бойкота – война с Грузией. Теперь к игнорированию Сочи-2014 призывают не только Саакашвили, но и экологи, недовольные разрушением местного национального парка, и западные общества потребителей, напуганные правдивыми рассказами о черноморском сервисе, и, что более важно для политиков, весьма авторитетный в Европе экс-посол США в НАТО Курт Волкер, и, что еще более весомо для болельщиков, функционеры из НХЛ…

– В общем, – полагает заведующий отделом Кавказа Института этнологии и антропологии РАН Сергей Арутюнов, – убытков от этой затеи с Олимпиадой нам еще предстоит ожидать все годы до тех пор, пока она состоится.

Рубрика: Спорт

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика