Беглецы поневоле

14-летнюю теннисистку Ирину Хромачеву, перебравшуюся из Москвы в Бельгию, чуть не лишили гражданства, а 17-летнего хоккеиста Кирилла Кабанова уже на этой неделе могут дисквалифицировать на 3 года. Почему таланты бегут за границу, разбирается «Собеседник».

Кабанова казнить нельзя помиловать

14 октября должна быть поставлена точка в громком скандале с нападающим юниорской сборной России по хоккею Кириллом Кабановым. Когда пишутся эти строки, дисциплинарный комитет Континентальной хоккейной лиги думает над вердиктом: «казнить» или «помиловать» пацана, самовольно уехавшего играть в Канаду после подписания контракта с уфимским «Салаватом Юлаевым».

– Ему только 17, он еще жить не начинал, а с ним так жестоко, – кипятится отец хоккеиста Сергей Кабанов. – Знаете, он всю жизнь мечтал играть в НХЛ. Супруге пришлось уйти с работы, чтобы возить сына на тренировки. У нас вся семья, включая бабушек и дедушек, работала на Кирилла.

Не стоило ли еще год-другой подождать, чтобы парень уехал состоявшимся игроком? Так для Сергея Аркадьевича вопрос не стоит: «Да он и так состоялся! Кому у нас в 17 лет платят по 30 тысяч долларов в месяц? А Кириллу платили!»

– Знаете, что привлекает пацанов в Америке и Канаде? Не деньги! В России сегодня можно зарабатывать столько же, даже гораздо больше. Наши мальчишки, уезжая туда, живут в семьях, получают копейки, но все это ради четкой перспективы: сегодня они в университетской команде, завтра в юниорской лиге, а потом в НХЛ, – так объясняет ситуацию исполнительный директор Молодежной хоккейной лиги (МХЛ) Дмитрий Ефимов. – А у нас до недавнего времени процесс попадания во взрослые команды мастеров был неясен. С созданием МХЛ у молодых ребят появился собственный чемпионат России и перспективы попасть оттуда в главную команду.

И тем не менее Кирилл Кабанов рванул в юниорскую лигу Квебека, которая показалась мальчишке хоккейным раем на земле. Вот как он сам говорит об этом:
– Если в «Спартаке» мне выдавали максимум вещей 10, то в «Монктоне» – 40. Везде мое имя, фамилия даже на кроссовках. Никто не ломается из-за клюшек – дают любые. У нас же за каждые краги, ракушку и штаны дерутся.

А знаете, какое самое сильное впечатление у парня от Канады? Там все пропитано хоккеем: «Я – никто, но меня уже узнают в лицо, а проезжающие мимо машины сигналят. Очень приятно».

– Антураж – это второй момент, ради которого наши ребята едут в Северную Америку, – согласен Дмитрий Ефимов. – Наш молодой динамовец Саша Авцин вернулся с драфта НХЛ в восторге: «Там так клёво! У каждого в душе свой шампунь и гель для бритья!» Вот представляете, какой ерунды не было у наших ребят – им все давали по остаточному принципу. Играли на убогих тренировочных катках, где если зайдет 20–50 человек – уже хорошо, где блеклый свет, никто никого не объявляет.

Ефимов не случайно говорит об этом в прошедшем времени – у МХЛ новый жесткий регламент, в котором прописано, что дворцы должны быть не меньше чем на 1500 зрителей, а для прессы должна быть микст-зона.

– Да, НХЛ уводила наших талантливых ребят. Но только потому, что мы позволяли. Мы не можем запретить уезжать, однако попытаемся дать здесь то, что так манит их за границу, – полон оптимизма Дмитрий Ефимов.

Хромачева не хочет платить 500$ в день

– Сегодня Ирина Хромачева – вторая в мире среди 14-летних теннисисток. «Жюстин Энен украла у нас девочку», – заявил тренер сборных команд России по теннису Владимир Камельзон после того, как Ира перебралась в бельгийскую академию.

– О какой краже может идти речь? – не понимает мама талантливой теннисистки Наталья Хромачева. – В багажнике автомобиля нас никто не вывозил. Иру пригласили тренироваться в Академию Карлоса Родригеса и Жюстин Энен в Бельгии, потому что наша дочка им очень понравилась. А для меня, как для мамы, очень важно, чтобы с моим ребенком хотели заниматься, видели в нем будущее. К тому же компания Adidas полностью взяла на себя оплату обучения в академии, в то время как в Москве на сегодняшний день у нас бы уходило около 500 долларов в день (!) только за тренировки. Посчитайте сами: 13–14-летний ребенок должен проводить на корте где-то 4 часа в сутки. Аренда крытого корта в Москве – 50–100 долларов в час. По низшей планке за 4 часа это 200 баксов. Плюс работа тренера – еще 300. В месяц набегает больше 10 тысяч долларов только на тренировки. Добавьте к этому поездки за границу по турнирам. Как можно говорить, что девочку украли, если мы оплачивали каждую секунду Иры на корте?!

И знаете, что еще мне нравится там? Из дочки никто не выжимает результат сейчас, хотя он есть, – продолжает мама Ирины. – Лично я к результату отношусь очень настороженно, потому что сколько детей «звездили», а потом куда-то исчезли. Мне важно, что мою Иру пытаются сохранить до 17–18 лет, чтобы раньше времени она не сгорела, не «переела» этого тенниса. Сейчас как бывает? Загоняют игрока в детстве, а к  20 годам на нем живого места нет – травмы, причем серьезные.

Президент Федерации тенниса России Шамиль Тарпищев согласен, что решать проблему оттока талантливых игроков за границу надо срочно. Он предлагает программу по созданию целой серии юношеских теннисных турниров в России и внебюджетному финансированию молодых талантов.

– Мы готовим лучших в мире игроков в возрасте до 14 лет, а далее они на нашем фундаменте разъезжаются по всему миру, потому что за границей тренироваться дешевле, – рассказывает Шамиль Анвярович. – Сегодня подготовка одного юноши обходится в 120 тысяч евро в год, девочки – в 70 тысяч, не считая внутренних расходов. В этом сезоне 360 наших детей играли в 56 странах. Из них как минимум 50 проявят талант, и надо их обеспечивать. С нашим сегодняшним бюджетом федерации эту ношу не потянуть, а малый и средний бизнес ушел из спорта в связи с кризисом. Поэтому просто необходима поддержка государства.

Незаменимых нет?

Без государства спортсменам действительно не обойтись. Оно может помочь, а может и наказать: ту же Иру Хромачеву грозились лишить гражданства только за то, что родители отправили ребенка расти профессионально в отличных условиях.

– Знаете, сегодня карьера ребенка – головная боль родителей. Похоже, руководство считает, что у нас страна большая, звезд и так много. Уедет один, на его место придет другой – незаменимых нет, – на все претензии отвечает Наталья Хромачева.

Но если вы вспомните, то самые яркие российские звезды последних лет загорелись именно за границей – Анна Курникова, Мария Шарапова, Александр Овечкин, Илья Ковальчук. Кстати, Елена Исинбаева после Олимпиады в Афинах тоже уехала из Волгограда в Монако.

А сколько обид и претензий она тогда выслушала от своего прежнего тренера! К сожалению, мы спохватываемся и кричим «суперзвезды!» только после того, как за наших спортсменов берутся иностранцы.

Смотрите, кто уехал

В этом году за границу уехало достаточно много наших перспективных спортсменов. В теннисе: в Академию Муратоглу во Франции перебрались 15-летняя Дарья Гаврилова, 14-летняя Юля Путинцева, 18-летняя Анастасия Павлюченкова. В хоккее: в юниорские лиги Америки и Канады уехали Александр Бурмистров, Иван Телегин, Станислав Галиев, Рамис Садиков. Кого-то отпустил клуб, кто-то сам выкупил свой контракт, кто-то договорился. Со скандалом покинули страну только Кирилл Кабанов, Сергей Широков и Евгений Дадонов. Все трое рванули за океан с действующими контрактами нашей Континентальной лиги.

Рубрика: Спорт

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика