"Моему идолу – Юрию Власову": как советский штангист сделал Шварценеггера

Преклонение голливудского актера перед тяжелоатлетом всегда удивляло россиян. В том числе самого Власова

Фото: Владимир Машатин / РИА "Новости"

Преклонение голливудского актера перед тяжелоатлетом всегда удивляло россиян. В том числе самого Власова.

На прошлой неделе было объявлено, что чемпионат Европы по тяжелой атлетике, который пройдет в Москве, организаторы посвятят памяти Юрия Власова – советского олимпийского чемпиона, который первым поднял вес в 200 килограммов. Власов скончался 13 февраля из-за проблем с сердцем. Спортсмена и выпускника военной академии похоронили, как генерала, но самое трогательное последнее слово сказал актер Арнольд Шварценеггер.

«Юрий Власов всех нас учил, что «невозможно» – это просто слово. Он был первым, кто поднял 200 кг, и он вдохновил меня. Именно из-за таких людей, как он, я отказываюсь называть себя «человеком, который сделал себя сам», – написал Арнольд в своем твиттере. Заметим, что в официальный твиттер Олимпийского комитета России никто не написал ничего.

В XXI веке Власов жил затворником и почти не давал интервью, хотя до этого сделал очень много для своей популярности: завоевывал медали, писал книги и баллотировался в президенты на выборах 1996 года (0,20% голосов).

За год до начала своей политической карьеры, в 1988 году, Шварценеггер приехал в Москву на съемки «Красной жары» и сильно удивил журналистов, попросив их организовать встречу с Юрием Власовым. Лучшее фото того дня, которое сейчас печатают во всем мире, удалось сделать фотографу Владимиру Машатину. На нем два накачанных мужика из разных стран и поколений крепко жмут друг другу руки, словно старые друзья.

– Съемки фильма в Москве проходили полулегально, – рассказал фотограф Владимир Машатин, – сцены на Красной площади снимали скоротечно, ручной кинокамерой. Актера привезли в гостиницу «Советская», где прошла очень странная пресс-конференция. Шварценеггер за все время ни разу не сел и сам задавал вопросы журналистам, а не наоборот. Арни заявил, что намерен сегодня же встретиться с тяжелоатлетом Юрием Власовым. Киношники, которые его сопровождали, были шокированы – никакой штангист Власов им был не нужен, к тому же никто не представлял, где искать советского чемпиона, которому на тот момент было уже за 50. Но Шварценеггер упёрся. Он даже отменил билеты на обратный авиарейс, чтобы не возвращаться в США без рукопожатия Власова. Ко всеобщему удивлению, Шварценеггер сказал, что это будет не первая их встреча, так как с Юрием Петровичем они знакомы уже много лет. Когда-то давно, на чемпионате мира по тяжелой атлетике в Австрии, Власов помог 14-летнему Арни, сказал ему какие-то мотивирующие слова – и тот благодаря этому не бросил спорт.

Шварценеггер отказался уезжать из Москвы без рукопожатия со штангистом

Сам Власов о встрече с юным Шварценеггером помнил смутно, в чем признавался в автобиографии. Мальчишку подвели к нему на соревнованиях в промежуток между подходами, что спортсмену было совсем некстати.

– Новая встреча должна была произойти в какой-то полуподвальной качалке, – продолжает Машатин. – В конце 80-х Юрий Петрович уже был несколько замкнут и, видя небольшую толкучку, которая образовалась в ожидании актера, поднялся на второй этаж, из окон которого хорошо просматривался подъезд. Он тогда сказал, что сам слабо верит в то, что в это грубое помещение приедет Шварценеггер. Но тот приехал. Потом все происходило очень быстро. Два чемпиона показали спортсменам несколько упражнений, изобразили поединок по армрестлингу – в общем, поиграли на камеру и пообщались через переводчика. С того года в личном архиве Юрия Петровича хранится портретное фото Арнольда с надписью:

«Моему идолу – Юрию Власову с наилучшими пожеланиями».

Через год после этого тяжелоатлет ринется в политику. Он успеет побыть депутатом Госдумы от патриотических сил и кандидатом в президенты. Поддержка Ельцина будет сменяться поддержкой Лимонова, но прямому и жёсткому, как гриф штанги, Власову будет трудно с кем-то договариваться. Позже он сам напишет в книге, что политические игры и компромиссы – это не его.

Зато через семь лет Шварценеггер тоже пошел в политику, следуя по пути своего кумира. Получилось удачнее. В отличие от Власова, он таки сумел превратиться из Терминатора в губернатора.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №07-2021 под заголовком «Власов сделал даже Шварценеггера».

Рубрика: Спорт

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика