Фальшивые фасады и Стрелка под катком: Нижний Новгород готовится к ЧМ-2018

Подготовка к ЧМ-2018 подкинула нижегородцам, которые всегда были неравнодушны к своему городу, кучу проблем

Фото: Другого места, кроме как на Стрелке, стадиону не нашлось // Shutterstock

Подготовка к ЧМ-2018 подкинула нижегородцам, которые всегда были неравнодушны к своему городу, кучу проблем.

Чем прикрыть реальность

Нижегородская гостиница «Шинель» находится в историческом районе Ярмарка, очень популярном у туристов. Внутри – ремонт и все необходимое, а снаружи – ветхий фасад из красного кирпича. Управляющая гостиницей Наталья Блохина, как и многие местные отельеры, надеется, что фасад отремонтируют к чемпионату мира: все-таки мимо повезут спортсменов и болельщиков.

– Наше здание введено в эксплуатацию до 1917 года, – рассказывает Наталья. – Когда мы его выкупали, тут был трэш и ад. Мы заменили все коммуникации, отремонтировали крышу, на отделку фасада денег не хватило. Здание историческое, кирпичное, просто краской его не покрасишь.

В Нижнем Новгороде таких домов – сотни. Их владельцы, как и Блохина, готовы и к другому развитию событий: денег на ремонт не дадут, вместо этого настоятельно попросят закрыть реальность фальшфасадом – за свой, разумеется, счет. Так уже бывало в олимпийском Сочи. Чиновники озвучили затраты на ремонт: 1,8 млрд рублей. «Скинуться» должны область и город, но этой суммы все равно не хватит. Так что декорациям – быть.

Впрочем, к ремонту домов в Нижнем пока еще даже не приступали, откладывают на потом: в городе много других проблем в связи с ЧМ.

«Для них это рухлядь»

Проблема номер один – это новый стадион «Нижний Новгород», рассчитанный на 40 тысяч мест. Здание уже построено, осталось провести коммуникации и пусконаладочные работы. В министерстве спорта Нижегородской области обещают управиться к концу года, местные не верят. Впрочем, нижегородцев волнуют не сроки сдачи стадиона, а нечто другое.

Нижний Новгород – город особый, с богатой историей и амбициями третьей столицы. Нижегородцы его искренне любят, а перемены – не очень. Особенно когда те сваливаются на голову. Тем более когда кто-то решает пройтись бульдозером по истории. Стадион, например, строят прямо на нижегородской Стрелке, которая считается лицом города. Другого места, злятся нижегородцы, конечно, не нашлось.

– Знаменитый вид Стрелки сильно потерялся, прежним он уже не будет, – жалуется местный гид Виктория Азарова.

Кроме стадиона, на Стрелке решили построить прогулочную зону – православный парк воинской славы. Для этого решено снести бывший порт, в том числе ажурные железные конструкции, сохранившиеся со времен Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года. Сначала их просто хотели распилить, но общественность не дала: люди завалили чиновников письмами, а соцсети – гневными постами. Второй раз зачистку Стрелки остановили, когда из старого порта власти стали вывозить краны – те самые, что видны на всех открытках и туристических фото. Два удалось отстоять.

[:image:]

– Для них это ненужная рухлядь, а для нас – история! – объясняет Виктория Азарова. – Нижний – речной портовый город. В других городах мира – например в Лондоне – из портов делают конфетку, у нас же всё хотят разрушить.

После скандала с кранами чиновники заговорили о компромиссе. Зам. министра спорта Нижегородской области Алексей Москвин обещает, что будет проведен конкурс проектов Стрелки и с общественностью удастся найти общий язык. Нижегородцы же больше верят в парк: это дешево и просто.

– Мы, конечно, кровь чиновникам попортим, но они все равно сделают по-своему, – признает одна из защитниц Стрелки Марина Игнатушко.

Слухи про яйца

Насчет стадиона у местных жителей есть еще один вопрос, сугубо практический: кто будет содержать его после ЧМ?

– Озвучено, что обслуживание стадиона будет обходиться в 300 млн рублей в год. И кто будет за это платить?! – спрашивает Наталья Блохина. И разводит руками: мол, нет ответа.

Ответа действительно пока нет...

Ответить не может даже зам. министра спорта Москвин. По его словам, судьба стадиона определится после игр, может, его оставят себе федералы, а может, передадут городу или области.

Еще никто в городе пока не знает, заставят ли отельеров ограничивать цены за проживание во время ЧМ, разрешат ли торговать алкоголем на прогулочных улицах, и если да, то на каких. Местное законодательство позволяет властям запретить торговлю в местах массового скопления людей, и они, вероятно, этим воспользуются.

Региональное отделение Рос­потребнадзора выслало рестораторам памятку, согласно которой они не могут продавать во время ЧМ блюда из скоропортящихся продуктов, например яиц. Предприниматели разволновались: получается, никаких пирожков и расстегаев туристам предложить уже не удастся – под запрет попадает почти вся традиционная русская выпечка. Местный ресторатор Александр Котюсов поднял тему запрещенки на прямой линии с Путиным, и Роспотребнадзор оправдался, что это были лишь рекомендации.

Полный слухов город между тем гудит как улей. Чиновников же гул не смущает: они не планируют начинать информационную кампанию в связи с ЧМ раньше середины лета.

Одним – дорогу, другим – обломки

Шумно не только от слухов, но и от стройки в Автозаводском районе города, где расширяют Молодежный проспект, который связывает город с аэро­портом. По проспекту поедут в отели и на трибуны участники и гости ЧМ. Пока же тут больше стоят в пробках, чем едут, и автозаводцы уверены: будет хуже.Местный сквер доживает последние недели: там будет парковка на 200 мест и торговый центр. Футболистам и фанатам ни то ни другое не нужно, но чиновники уверены, что нужно местным жителям: деньги на строительство тратятся по программе «Комфортная среда». Жители отказываются понимать, чем парковка комфортнее сквера.

[:image:]

– Это уникальный сквер! – говорит ботаник Илья Мининзон, сотрудник Ботанического сада Нижегородского госуниверситета. – Там произрастает около 200 видов редких растений. Некоторые в Нижнем вообще не найти, и после вырубки их невозможно будет восстановить.

В том, что сквер вырубят, никто не сомневается. Потому что до него были Смирновские дачи – леса между жилой застройкой и аэропортом Стригино. Они вообще-то были признаны памятником природы, но пошли под топор.

– Этот лес нас от шума самолетов и пыли защищал, от Дзержинска, где химические производства, и от полигона с отходами, который в 10 километрах, – говорит житель Автозаводского района Андрей Гаркин.

Он живет на окраине района в частном секторе и говорит, что туда свозят мусор с местной чемпионской стройки: «На проспекте все хорошо, а у нас грязь и обломки асфальта». Он, конечно, жалуется, но с предсказуемым результатом – то есть с нулевым.

Лишиться жители Автозаводского района могут не только сквера, леса, но и озер, в которых традиционно купаются и ловят рыбу – на Волгу и Оку они обычно не ездят, потому что далеко. Одно из озер после начала стройки сильно обмелело.

– Когда строители стали понижать уровень грунтовых вод, из озера стала уходить вода, – говорит нижегородский эколог Асхат Каюмов. – Есть все основания полагать, что одно с другим связано. Сейчас мы ждем ответов из природоохранной прокуратуры и министерства экологии.

Там пока с ответами не спешат – спешат со сроками. Главное – не озера, скверы, виды или протесты жителей, а грядущий чемпионат. Который пройдет, а Нижний будет жить с тем, что осталось.

[:wsame:][:wsame:]

Рубрика: Спорт

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика