Михаил Грушевский: Не скатиться в псевдопатриотическую пошлость
Спортивный обозреватель Sobesednik.ru, известный артист — о патриотической составляющей матчей ЧМ-2016 по хоккею
Спортивный обозреватель Sobesednik.ru, известный артист — о патриотической составляющей матчей ЧМ-2016 по хоккею.
В преддверии Чемпионата мира-2016 по хоккею в России многие проводят параллели с ЧМ-2007, который принимали Москва и Мытищи. И я не исключение, я тоже вспоминаю 2007-й год. Хотя и по своим причинам.
Тогда, во-первых, было чувство не только какой-то новой культуры боления (как то фокусы с выведением на большой экран «поцелуй-камеры» и пикантные ситуации, связанные с, например, попаданием в кадр двоих мужчин), но и чувство некой точки отсчета в плане, может быть, возрождения нашего хоккея. И я помню ту страшную, похоронную тишину во дворце спорта на Ходынке, когда финны в полуфинале после чудовищной ошибки Александра Еременко забили решающую шайбу. Но какая потом была яркая игра за третье место! А через год появилась КХЛ.
Во-вторых, я ездил на базу команды перед матчем против Чехии (4:0) 9 мая и поднимал ребятам боевой дух. Это была такая очень легкая, веселая атмосфера. Не было какой-то предпраздничной накачки, тренеры просили ребят раскрепостить, не напоминая о важности предстоящего матча с чехами. Помню, в какой-то момент я даже раскрутил Ковальчука, Овечкина, Малкина подкалывать друг друга, а затем все коллективно стали пародировать Жириновского. Шутилось и смеялось в этой компании так легко и непринужденно, что я бы даже использовал неформальный термин «ржали».
В-третьих, на пиджаках тренерского штаба сборной впервые появились георгиевские ленточки. И здесь главное в свете вездесущего военно-патриотического и геополитического, не совсем нужного для хоккея подтекста — не переборщить.
Я не раз в повседневной жизни сталкивался с проявлением избыточного характера подобного патриотизма, эдакой псевдопатриотической пошлости. Вот тогда, в 2007-м, на костюмах тренеров это смотрелось вполне себе интеллигентно, уместно, тактично и адекватно. Но представьте, если бы все хоккеисты привязали ленточки к клюшкам и перевязывали бы ею каждую заброшенную шайбу! Или на Кубке мира по бальным танцам — сшить себе из георгиевских ленточек платье!
9 мая сборной России играть с Латвией, что, опять же, неминуемо найдет в наших центральных СМИ свой подтекст. Что ж, в советское время, как многие помнят, не только 9 мая, но и 7 ноября нельзя было никому проигрывать. Даже в преферанс. А если серьезно, то коли тренерский штаб сможет использовать это для дополнительной мотивации игроков, никто такой ход не осудит.
Лишь бы не накалить атмосферу в раздевалке до такой степени, что ребята выйдут на лед биться за всю историю страны. Да, хоккей у нас всегда был государственно важным видом спорта, но если бы в этот день наша команда, допустим, по боулингу или по кёрлингу принимала участие в международном турнире, можете ли вы представить, чтобы тренер просил как-то по-особенному сбивать кегли или загонять утюги?!
И не стоит превращать сборную Латвии в наших врагов, которых нужно непременно унизить. Хотя, безусловно, многие болельщики будут жаждать не просто победы, а такой, по итогам которой можно будет позлорадствовать! Ну такова наша советская психология... Когда-то и в шахматах была концепция, что успехи спортсменов СССР доказывают превосходство социалистического строя. Частичка чего-то подобного остается в нас до сих пор.
[:image:]
Тем более многие болельщики все еще рассуждают категориями «порвем», «сотрем», «раскатаем», не считаясь с тем, что не только «Красная машина» в прошлом, а еще давно действует и американская система плей-офф, нивелирующая разницу со сборной других стран. В одном матче ведь может произойти все что угодно: фаворит вдруг терпит поражение из-за судейской ошибки, чьей-то травмы, растерянности, небрежности... Между тем сразу несколько сборных находятся в положении, как в теннисе, «больше-меньше» и ситуация в матче равных команд может качнуться в любую из сторон.
Поэтому для болельщиков более-менее умеренных участие сборной России в полуфинальном матче будет, что называется, достаточным условием; плюс на меньшее, насколько мне известно, не согласны ни хоккеисты, ни тренеры. Но знаете, в английском языке есть два глагола, обозначающие слово «ждать»: wait — это прямое действие, почти приказ, директива «ждать и ничего не предпринимать до тех пор, пока этого не случится», и expect, что означает «предполагать». Так вот давайте не закрепощать ребят и мыслить именно категорией expect. Поверьте, им самим хочется блеснуть уверенной игрой, а не сидеть в обороне и отвечать редкими контратаками.
Безусловно, не хочется думать о чем-то ниже полуфинала. Но опять же, попади мы в полуфинал, начнутся ультиматумы — дескать, Россия обязана выигрывать чемпионат... Меня в этой ситуации порадовало, что когда 25 апреля я поздравлял президента Федерации хоккея России Владислава Третьяка с днем рождения, то нервного психоза в его голосе и интонациях не почувствовал. Значит, наверху уверены в себе. Ну, а если результат и будет неубедительным, то можно надеяться, что по завершении Чемпионата мира вопрос о том, кто будет тренером сборной (у нас же так любят рубить сплеча!), станет решаться не в плане каких-то срочных оргвыводов, а в плане нормальных профессиональных переговоров.
[:wsame:][:wsame:]