В интервью Sobesednik.ru Павел Буре рассказал об успехах Лиги легенд и о трудностях юных хоккеистов в СССР.
Он стал первым в истории россиянином, чей игровой номер команда НХЛ вывела из обращения. И в свои 45, что отметил в конце марта, Павел Буре играет в НХЛ – не профессиональной, конечно, а в нашей Ночной хоккейной лиге, зато в одной тройке с Владимиром Путиным.
А еще Буре выходит на лед в Лиге легенд мирового хоккея, которую сам и возглавляет. Да все с ним хотят поиграть! И Sobesednik.ru сыграл! Мы провели с «Русской ракетой» полноценный хоккейный матч – с тремя периодами по 20 минут и двумя перерывами по 15. Играли на стадионе «ВТБ Ледовый дворец», которому уже в мае принимать домашний чемпионат мира, – там прямо рядом со льдом находится офис Буре.
В рамках разминки Павел показывает мне свою раздевалку, в которой нет ни одной свободной вешалки или корзины – все заняты памятными майками, клюшками, шайбами... Сразу за раздевалкой – уютная кухня. На столе – вазочка с капкейками для жены и сына, на стене – гигантский плазменный телевизор. Офис как офис, если бы не настоящий раритет в углу – настенные часы «Буре» с маятником. Им 201 год. «Горжусь, что мне довелось родиться в такой семье, которая делала часы, работающие 200 лет, – улыбается Павел. – И еще 200 лет пройдет, а они по-прежнему будут работать. Таких часов очень мало осталось. Мне их дарят или я сам пытаюсь их найти». По ним игровое время и засекали.
Первый период. Объединяющий
– Ваша задача в первом периоде – рассказать о Лиге легенд так, чтобы в следующем сезоне (в январе 2017-го) ее игры захотели увидеть еще больше зрителей. Какие звезды у вас играют? Будет ли, например, Уэйн Гретцки?
– Уэйн Гретцки вряд ли будет, поскольку он представляет Канаду, а лига пока собрала только шесть европейских стран – Россию, Германию, Словакию, Финляндию, Чехию, Швецию. В будущем возможно расширение лиги и с Канадой, и с Америкой, но пока – только Европа.
– Почему? Боятся нас?
– Никто нас не боится. Мы за год привлекли шесть европейских команд – это достаточно много.
– Знаю, что у вас есть организаторские задатки – в 2006 году вы были генеральным менеджером национальной сборной. Но все-таки почему именно вы стали президентом лиги?
– У меня просто очень хорошие личные отношения с учредителями этой лиги, ну вот они мне и предложили. Смотрю: интересное дело. Мне нравится не разъединять, а объединять людей – тех, которые занимались всю жизнь хоккеем. В лиге могут участвовать только те, кто когда-то выступал за сборную и кому сегодня больше 45 лет. Когда заканчивается спортивная карьера, многие люди просто теряются. Сюда ребята приезжают и чувствуют себя частью команды.
– Кто из знаменитых старичков в лучшей форме?
– (Смеется.) Тут такая тонкая грань, потому что у каждого свой стиль: кто-то лучше забивал, кто-то – оборонялся, кто-то – шайбой владел. В нашей команде много ребят в великолепной форме – Федоров, Жамнов, Каменский...
– Из иностранных кто им достойный конкурент?
– Там слабых нет. Физика и катание, конечно, с годами теряются, а игровое мышление никуда не девается. Мне как любителю приятно смотреть.
– Как профессионалу.
– Нет, сегодня я любитель. Даже скорее зритель.
– Сами же сейчас расписывали, что не бывает бывших хоккеистов.
– Это бывших чекистов не бывает! Хоккеисты бывают.
Первый перерыв. Дефицитный
– Ваш папа Владимир – 17-кратный чемпион СССР и 4-кратный призер Олимпиады по плаванию, дедушка Валерий – один из пионеров синхронного плавания в СССР, тренировал вашего отца. Как случилось, что вы пошли не в плавание, а в хоккей?
– Я занимался параллельно хоккеем и плаванием лет до 11. Для маленьких тренировки по хоккею были два раза в неделю, а по плаванию – каждый день. И еще меня больше привлекали игровые виды спорта. С 6 лет хотел быть нападающим.
– Родители как отнеслись к вашему выбору?
– Родители делали то, что я сейчас делаю со своими детьми – предлагаю выбор, а ребенок смотрит, нравится ему или нет. Нельзя добиться чего-то большого, если тебя заставляют. В первую очередь должно нравиться.
– Это да, но и денег в будущего чемпиона надо вложить немало. Сейчас родителей юных хоккеистов заставляют платить за подкатки – дополнительные занятия, которые по факту становятся обязательными. Вашим родителям сколько стоило сделать из вас хоккеиста?
– 40 лет назад все было по-другому. Я с 6 лет занимался в специализированной школе ЦСКА два раза в неделю, а в остальное время все выходили на улицу и там играли.
– Экипировку и клюшку вам выдали в школе?
– Только с 10 лет стали выдавать. Первые 4 года крутились сами. Это сегодня можно пойти в огромный магазин, где продают что хочешь. А тогда просили что-то в ЦСКА, подшивали, некоторые родители сами мастерили щитки, защиту. Кататься начинали на фигурных коньках, так как хоккейные коньки делались только с 36-го размера, а фигурные были и детских размеров.
– Они хотя бы хорошие были?
– Отечественных хороших коньков у нас никогда не было и не будет. За 40 лет я их не видел.
– А клюшки лучшие чьи?
– Канадские.
– А шайбы?
– Машины у нас есть хорошие?
– ...Нет.
– Что тогда говорить?.. Шайбы в советское время делала Чехословакия. А нам поздно за это браться, уже не сделаем.
Вторую часть интервью со Павлом Буре о его выходе на лед с Путиным читайте скоро на сайте Sobesednik.ru и в свежем номере газеты «Собеседник».