Коррупция в Сочи бьет мировые рекорды
В Сочи-2014 Россия обещает побить мировые рекорды: если не спортивные, то коррупционные.
В Сочи-2014 Россия обещает побить мировые рекорды: если не спортивные, то коррупционные.
Миллионы за дружбу
– Ну зачем тебе это надо! – уговаривает меня глава Антикоррупционной коалиции Сочи Юрий Марьян. – Поднимать такую тему не только бесполезно (я сам куда только не обращался – и в органы, и к политикам), но и опасно. Ведь может получиться такая ответная реакция, что мама не горюй. У нас в Сочи журналист Аркадий Ландер об этом писал, так его железными прутами до полусмерти избили.
По мнению Марьяна, на олимпийской стройке нет ни одной компании, которая не была бы связана с чиновниками разного ранга.
– Иначе, – полагает, – такая компания в конкурсе бы не победила. Может, конечно, и случались исключения, но мне о них не известно. А вот фирмы, не имеющие отношения к чиновникам, делавшие хорошие предложения и не выигравшие тендер, мне известны.
Такие случаи действительно не секрет. Взять, к примеру, конкурс «по строительству первой очереди круизного центра в рамках подготовки Сочи к Олимпиаде-2014». Его подрядчиком выбрана «Корпорация «Инжтрансстрой», которая пообещала справиться с задачей за 2,561 млрд рублей, хотя другая фирма за ту же работу просила на 250 млн меньше. И этот эпизод не единственный.
– Предлагаемая стоимость реализации проекта является важным, но не единственным критерием при определении победителя конкурса, – втолковывает мне представитель «Инжтрансстроя» Анатолий Гусев. – Учитываются также опыт и квалификация соискателя в выполнении подобных работ… И по интересующим вас сочинским объектам заказчик действовал в строгом соответствии с законодательством.
Ну, конечно, конкурент «Инжтрансстроя» строит причалы уже 60 лет, зато победившая его корпорация строит всю страну. За ней стоит не только министр транспорта Игорь Левитин, но и личный друг Путина Аркадий Ротенберг.
Голубые дали Ротенберга
Аркадий Ротенберг – совладелец офшора «Марк О’Поло инвестсментс Лтд». По данным СПАРК, эта кипрская компания владеет основным пакетом акций ОАО «Мостотрест», а «Мостотресту» в свою очередь принадлежит львиная доля ООО «Корпорация «Инжтрансстрой». Акционерами фирм выступают также члены семьи Ефима Басина, близкого друга Игоря Левитина еще со времен их совместной работы на БАМе.
– Связи нашего ООО с высокопоставленными «друзьями» стали любимой темой разоблачений, – не скрывает Гусев. – Но было бы неплохо поинтересоваться, сколько корпорация не только выигрывает, но и проигрывает конкурсов, и тогда многие вопросы и сомнения наверняка бы развеялись.
Но в Сочи «Инжтрансстрой» пока в числе фаворитов. Их подряды здесь сделают владельцев корпорации, по данным аналитической группы Slon, богаче на 27 млрд 770 млн.
Конечно, не вся эта сумма оседает у бизнесменов в карманах. Часть приходится тратить и на работу. Участники рынка признались «Собеседнику», что себестоимость строительства в Сочи составляет 30–60% от стоимости контракта.
– Сам предприниматель закладывает для себя 10–20% прибыли, – делится секретом владелец компании «Москонверспром» Валерий Морозов. – Еще 30–60% идет на откаты чиновникам.
Впрочем, к «Инжтрансстрою» Ротенберга с предложениями об откате вряд ли подкатывают. Смертников нет. Да и другую компанию – ОАО «УСК Мост» – взяточники наверняка стороной обходят, ведь к ней благоволит лично Дмитрий Медведев. Один из контрактов холдинг получил вообще без всякого конкурса – по прямому указанию президента.
В Сочи на прокладку совмещенной дороги Адлер – горноклиматический курорт «Альпика-Сервис» РЖД выделили «Мосту» 25 миллиардов. За что «Мосту» такое счастье, в компании не пояснили.
Деньги на асфальт
А «Трансюжстрою» от будущей Олимпиады вообще перепало больше 30 млрд рублей – на строительство железнодорожных объектов. Некоторые из заказов опять-таки достались компании без всяких глупых тендерных формальностей.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, в числе учредителей «Трансюжстроя» есть имя Александра Шевелева. Параллельно этот бизнесмен по документам проходит и как один из соучредителей в холдинге «Балтийская строительная компания». Другим соучредителем в том же холдинге значится бывший директор компании Олег Тони. Еще один учредитель «Трансюжстроя» – Анатолий Антипов – засветился вместе с Тони в числе основателей сразу нескольких фирм. Удивительно, что именно «Трансюжстрою» РЖД доверили столь выгодные железнодорожные подряды в Сочи? Нет, если знать, что Олег Тони сегодня – вице-президент ОАО «РЖД».
Запрос «Собеседника», не причастен ли заместитель Якунина к основанию «Трансюжстроя», как об этом вскользь упоминалось в СМИ, в компании оставили без ответа.
Зато Федеральная антимонопольная служба Сочи стороной это не обходит. Недавно она заподозрила РЖД и «Южную транспортную компанию» в неспортивном поведении. Оказалось, РЖД отдали ЮТК в аренду даже не землю – асфальт у железнодорожных путей грузового двора, куда привозили песок и щебень для олимпийских объектов. По договору пользоваться этим асфальтом могла только ЮТК, и все сочинские застройщики были вынуждены платить ей за право разгружать свои же материалы. ФАС обвинила компании в сговоре.
Золото для Сердюкова
Задолго до 2014 года олимпийское золото (в рублевом эквиваленте) оказалось на счетах у семьи Билаловых, один представитель которой строит горнолыжный комплекс в Сочи, а другой – депутатов в Краснодаре, занимая пост вице-спикера местного Заксобрания. Перепало от «Олимпстроя» «Силовым машинам» Алексея Мордашова, на которого до госслужбы работал Игорь Левитин. Контракты на поставку мебели достаются компаниям из Питера, а инфраструктурную застройку пытается подгрести под себя «48-е управление наладочных работ» Минобороны (его глава Сердюков как раз из питерских мебельщиков).
– В стоимость всех работ на самом деле закладывается по 2–3 цены, а к заказам допускаются компании, которые либо платят откаты, – рассказывает бизнесмен Валерий Морозов, с которого за реконструкцию корпуса санатория «Сочи» требовали взятку аж в администрации президента (идет следствие), – либо близкие к чиновникам. Вот стоило Леониду Моносову, экс-главе департамента госзаказа Москвы, стать вице-президентом «Олимпстроя», как в Сочи потянулись московские фирмы, например «СУ-155» Михаила Балакина, который вместе с Моносовым работал в столичной мэрии.
При этом в самом «СУ-155» «Собеседнику» высказали предположение, что стройуправление пришло в Сочи исключительно из социальной ответственности. Действительно, в таком прибыльном деле главное не победа, а участие.
Читайте о других новостях по теме ОЛИМПИАДА В СОЧИ-2014