Сколько стоят права на управление судном?

Наш корреспондент тесно пообщалась с теми, кто работает на Москве-реке, и пришла к выводу: коррупция на воде такая же, как на дорогах.

После трагедии с «Булгарией», когда и президент страны, и премьер – каждый в своем стиле – попросили и наказать, и не допустить впредь, показалось, что за конец лета можно не переживать. Оказалось, система сильнее и президента, и премьера. Нарушающие откупаются от контролеров, контролеры от проверяющих, проверяющие от надзирающих – берут все! И все это знают, но никто не может конвейер остановить. Потому что – Система.

Волны откатов

После гибели 122 человек на «Булгарии» одного такого коррупционера даже поймали. Эксперту Камского филиала Российского речного регистра Якову Ивашову грозит ответственность по статьям «служебный подлог» и «халатность». Несмотря на отсутствие надлежащих документов, эксперт все равно признал «Булгарию» годной к плаванию. А вот в деле затонувшей на Москве-реке «Ласточки» крайним пока остается лишь капитан Геннадий Зингер.

– Он действительно выделялся на воде своей неадекватностью, – сказал «Собеседнику» капитан-механик Евгений Игнатов, работающий на причале у Болотной площади. – Мы тут не раз видели, как он другие суда подрезал. Катер у него был совершенно дикий. Перестроенный «Адмиралец» с непонятным навесом. Любой такой самодел надо специально согласовывать с ГИМСом (Госинспекцией по маломерным судам. – Ред.), а по-хорошему такие суда вообще не должны выпускаться на воду. Но они ходят сотнями. Потому что платятся взятки.

О взятках по «Ласточке» из правоохранительных органов пока ни слова. Но известно, что штамп об очередном техосвидетельствовании судна поставили 9 мая, в выходной, когда ГИМС вообще не работала. К тому же судно изначально было зарегистрировано не в Москве, а на Чукотке. Что тоже явно коррупционная схема – крайне сомнительно, что Зингер вез свое судно через всю страну для первичного техосмотра.

– Это нередкая практика. Если проблемы возникают здесь, всегда можно найти лояльного инспектора в регионе, смотаться к нему, дать 500 рублей – и готово, – считает капитан и владелец небольшого прогулочного катера Анатолий. – Но это у кого есть какие-то связи там. У меня вот нет, и я с апреля пытаюсь зарегистрировать свой второй катер в Москве или хотя бы в области. Судно я тоже перестраивал, и в этом случае согласовывать намного сложнее. По легальной схеме. По нелегальной, мне предлагали посредники, в ГИМСе все можно решить за 50 тысяч. В Речном регистре – в два раза дороже.
Для ясности: разрешительные документы на воде у нас выдают две основные организации. ГИМС – тут регистрируют только маломерные суда наподобие «Ласточки». И Российский речной регистр – здесь занимаются судами посерьезнее, вроде тех речных трамваев, что регулярно катают туристов на Москве-реке.
– На самом деле люди пытаются регистрироваться и там, и там, меняя некоторые характеристики, – говорит директор Центра морского права Василий Гуцуляк. – Хотя проще, конечно, в ГИМСе. Там официально за 400 рублей все можно сделать. В регистре легальная ставка за оформление различных документов – несколько тысяч рублей. А неофициальные – от 60 тысяч и выше. Но зарегистрироваться – это лишь капля в море. Там ведь и дальше – снежный ком. Каждый год освидетельствование, осмотр строгий, к любой неисправности придираются. А сезон навигации короткий. Вот и делают люди как быстрее. Мы ведь все в одной стране живем. Коррупция на воде такая же, как на дорогах.
При этом суда, зарегистрированные в ГИМСе, не имеют права заниматься турбизнесом на воде. Специальные лицензии для этого выдает только Речной регистр.

– Но все занимаются, – продолжает Гуцуляк. – Потому что доказать это нарушение невозможно. Задержит их водная полиция, а в ответ – это не туристы, это друзья-знакомые. И поди докажи обратное.

Контроль конкурентов

Иногда участники речного движения сами помогают проверяющим органам. Ведь навигационный сезон действительно короток, а конкуренция среди речных перевозчиков огромна – тысячи частников и десятки крупных компаний.

– Нас тут пытались с причала выжить соседи из ССК (Столичной судоходной компании), – рассказала представитель компании «Водное такси» на одном из центральных причалов Елена. – Набежали проверяющие, сегодня вот тоже приходили злющие инспекторы. Я аж вся пятнами пошла на нервной почве. Но у нас все в порядке с документами. Мы ведь в Питере работаем многие годы. А недавно в Москву пришли. Тут, конечно, больше беспредела. Москва больше взяток требует.

Питерские в Москве нынче хорошо обживаются, это не редкость. Хотя капитаны-москвичи и ворчат: мол, мы к ним в Питер не лезем. Но конкуренты из двух столиц подчас объединяются против частников.

– Вы проверьте набережную на Воробьевых горах, – подсказали мне на нескольких судах. – Там азербайджанское судно ходит с оглушающей музыкой и дымящимся мангалом на верхней палубе. Так и боишься, что кто-то из пьяных пассажиров за борт свалится.
Администратор упомянутого судна Али рассказал, что раньше у них был сухопутный ресторан, а прогулочное судно с кафе спустили на воду только в этом сезоне.

– Никаких проблем у нас не было, разрешения получили просто, – уверяет Али. – У нас судну всего 20 лет, это у ССК половина флота с 55-го года. А нас даже водная полиция недавно прямо в ходе экскурсии останавливала. Нарушений не нашли.

Права. Распродажа

Проверяющие на воде, по словам капитанов, появились только в последние недели, после громких трагедий. До этого встретить их можно было не чаще раза в год.

– У нас за всю историю было только два дела по взяткам, вы знаете, – признается глава московского отдела по расследованию преступлений на воздушном и водном транспорте Павел Селиверстов. – И мы хотели бы больше подобных дел расследовать. Но как-то не получается у водной полиции никого задержать. Это же надо оперативные мероприятия проводить с мечеными купюрами. А сами взяткодатели, понятно, жаловаться не будут. Вот и было у нас два случая на всю Москву и область. В первом случае человек дал 500 рублей инспектору ГИМСа за техосмотр. Во втором – заплатил около 20 тысяч за права судоводителя. Но мы отдаем себе отчет, что все это распространенная практика. Из 100 прав на воде у нас 90 – купленные.

Права на управление судном продаются и в Интернете посредниками. И на экзамене в самих отделениях ГИМСа, где их и выдают, заплатить, говорят, не проблема.

– К нам люди приходили учиться уже с правами, – рассказывает Василий Гуцуляк. – Потому что документы купили, а правил даже не знают. Один пришел вообще с поддельными, на ксероксе отпечатанными. Средние цены на это дело – 20–30 тысяч рублей.
Права покупаются, как и доступ на воду, как и техосмотры. Это не значит, что нет законных, легальных, правильных участников речного движения. Это значит, что в том числе на воду может попасть неизвестно кто и неизвестно на чем. И вспоминают об этой проблеме только после катастроф с человеческими жертвами.

А как в Питере?

Евгений Зубарев, глава Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга:

– У нас условия судоходства более сложные. Это и Нева, где скорость течения намного выше, чем на Москве-реке. И Онега, и Ладога, где, по сути, морские условия. Так что все это требует от самих судоводителей большей дисциплины. К тому же и проверяют чаще и усерднее. Есть и у нас, конечно, нарушители. Это частники на своих маломерных суденышках. Но таких меньше, где-то 8–10%. При этом 80% компаний входят в нашу ассоциацию, а у нас внутренний контроль жестче, чем у любых проверяющих.

Игорь Лагутин, зам. редактора журнала «Катера и яхты»:

– По частным прогулочным лодкам у нас в Питере на 6 легальных приходится 4 нелегальные, а в выходные и больше. Это чисто мои наблюдения, судя по тому, что творится на ближайшей набережной. У них часто проблемы и с перегрузом: берут на борт слишком много пассажиров. Как им удается так работать без лицензий, как они проходят техосмотры – загадка.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика