Трагедия звезды фильма "Белый Бим, черное ухо"
Ее лицо знакомо по любимым фильмам – «Председатель», «Угрюм-река», «Тени исчезают в полдень». Амплуа простоватой женщины принесло Валентине Владимировой народную любовь, а единственная отрицательная роль в «Белом Биме Черное Ухо» вызвала неприязнь
Ее лицо знакомо по многим любимым фильмам – «Председатель», «Угрюм-река», «Тени исчезают в полдень»... Амплуа простоватой женщины принесло Валентине Владимировой народную любовь, а единственная отрицательная роль в «Белом Биме Черное Ухо» вызвала неприязнь. Но самым главным для нее был любимый муж, после смерти которого она отрешилась от всего земного.
Валентина Владимирова родилась в глухой украинской деревеньке в 1927 году. В ее бедной семье дети голодали, одевались во что придется. А в годы войны в чудесный звонкий голос Вали добавилась хрипотца. Оккупировавшие деревню немцы отобрали у жителей все, зимой поснимали с ребятишек валенки, Валяюша бегала босиком по снегу – вот и результат. И все-таки была вещь, которая отвлекала ее даже от голода и холода. Это кино, которое стали привозить в деревню после войны и показывать в сельском клубе. Совсем как Фрося Бурлакова, Валечка накидала в мешок деревенских пирогов, надела ситцевое платье и «подалась в Москву». И, на удивление всем, поступила во ВГИК. Правда, сначала пыталась получить серьезную профессию экономиста в Харькове, но не выдержала этой скуки.
– Родная фамилия Вали – Дубина, с ударением на второй слог, – вспоминает однокурсница актрисы Татьяна Конюхова. – По этому поводу у нас много ходило шуток! Во ВГИКе она вышла замуж за студента операторского факультета Валерия Владимирова и с облегчением сменила фамилию. Преподаватели чуть не на коленях уговаривали ее остаться Дубиной, но она – ни в какую!
На третьем курсе в группу пришла Надежда Румянцева, которую выгнали из ГИТИСа за съемки в кино. Владимирова первая предложила свою дружбу новенькой, поразив ее своей добротой, они стали близки на долгие годы. А с Ниной Сазоновой они сдружились, встретившись в фильме «Женщины».
– Валентину обожали все съемочные группы! – вспоминала Сазонова. – А секрет прост: на съемки она всегда приезжала с домашней едой и обязательно добавляла несколько бутылок домашнего самогона. Валя отлично готовила, редко ее можно было увидеть без домашних вареников в горшочке или пирожков.
Правда, у молодых актеров не всегда складывалось о Владимировой хорошее впечатление. Актер Геннадий Корольков в фильме «Три дня Виктора Чернышева» был ее сыном и схлопотал от «матери» пощечину.
– Я проклял все, когда мы снимали эту сцену в пяти дублях! – вспоминает он. – У Валентины Харлампиевны очень тяжелая рука, и она стала бить меня по-настоящему. Было невыносимо больно, но я боялся из мужского самолюбия признаться в этом. Только потом узнал от режиссера, что «жестокая» актриса после этих дублей целый час рыдала, закрывшись в гримерке.
Скоро режиссеры неизменно стали приглашать Владимирову в фильмы про деревню. Когда шли съемки «Председателя», в массовке участвовали настоящие крестьянки. Так вот, про других актрис они презрительно говорили, что все равно в них угадываются городские манеры, а Валентину приняли за свою.
В 1976 году режиссер Станислав Ростоцкий предложил Владимировой роль злодейки в фильме «Белый Бим Черное Ухо». Актрисе предстояло сыграть тетку, которая довела бедную собаку до погибели. Будто предчувствуя недоброе, Валентина Харлампиевна долго отказывалась, но потом сжалилась над режиссером. Он попал с выбором в точку, она действительно блестяще сыграла эту роль. Но никто не предполагал, что фильм станет кассовым, а Белый Бим превратится в четвероногого героя и над его судьбой будут рыдать миллионы.
– После выхода этой ленты со мной перестали здороваться даже соседи! – с горечью вспоминала актриса. – Приходило множество писем от зрителей, которые спрашивали, за что же я так не люблю собак. А однажды, когда я пришла на творческий урок с учащимися одной из школ, они наотрез отказались со мной встречаться. К сожалению, люди стали олицетворять меня с этой злодейкой, думали, что я и правда мучаю собак!
Когда преследования соседей и знакомых стали напоминать травлю, Валентина Харлампиевна, чтобы доказать, что на самом деле любит животных, завела собаку. После чего зареклась играть отрицательные роли. Но режиссеры уже поняли, что Владимирова – мастер перевоплощения. В Театре киноактера она много лет играла Кабаниху из «Грозы».
– В первый же день, как она вышла на пенсию, сразу же написала заявление об уходе из театра, – вспоминает Татьяна Конюхова. – Дело в том, что там начинались противостояния, конфликты. Она не хотела в этом участвовать.
А тут наступили 90-е годы, замолчал телефон, старые добрые фильмы про деревню больше не снимали, и типаж актрисы ушел в прошлое.
Окончательно подкосила Владимирову смерть мужа. Много лет она выхаживала его после инсульта, превратившись в терпеливую сиделку.
– Вы просто не представляете, что она для него сделала, он был в таком состоянии, что никто уже не надеялся, – вспоминала Румянцева. – И вот все уже было хорошо, он стал ходить, говорить и захотел сесть за руль. Сказал ей: «Я только немножко, туда и обратно». Туда он уехал, а обратно – не вернулся. Валю это просто убило! Она потеряла стержень.
После пережитого актриса решила отречься от мирской жизни, но не ушла в монастырь, а уехала в деревню, где приобрела дом. Жила она там и зимой, и летом. Телефона в деревне не было. Многие знакомые ее потеряли, кто-то даже считал пропавшей без вести или умершей.
– А она жила в этой деревеньке, сама колола дрова, сама сажала огород, ходила в несусветную даль за водой, – рассказывала Румянцева, которая единственная поддерживала связь с актрисой. – Хорошо, что там хоть были соседи. Однажды соседка зашла к ней домой, а она лежит на столе, опустив голову на руки, будто уснула. Так тихо она оставила этот мир.