ДециБаррели звука: российская эстрада подвела итоги года на премии "Виктория"
Одним из главных триумфаторов церемонии вручения премии «Виктория» стал молодой исполнитель Димаш Кудайбергенов

Старая добрая попса живее всех живых. Стас Михайлов, Николай Басков, Сергей Лазарев, Дима Билан, Полина Гагарина, Леонид Агутин, Александр Ревва и другие мастера звучания из радиоприемников собрались в Кремлевском дворце, чтобы получить главные статуэтки года, вручить их другим и в целом понять, куда ветер дует.
Кому нужно бить в шоубизнесе челом и как сделать так, чтобы челом били тебе – ответы на эти вопросы искать было легко и просто под ритмичное щебетание ведущего церемонии Андрея «Добрый вечер» Малахова.
Скандал года
В когорте национальных музыкальных премий премия, получившая название «Виктория», имеет особый вес: победители номинаций определяются экспертами индустрии, а цель «Виктории» – «объединить профессиональное сообщество». В объединении сообщество, чего уж греха таить, нуждается. Если поп-стайка исполнителей держится более-менее кучно, то вершители-продюсеры порой ругаются вдрызг. Но вспоминать это не любят.
Игорь Крутой, один из учредителей премии «Виктория», вполне мог бы разделить приз в номинации «Скандал года», если бы такая существовала, с владельцем «Русской медиагруппы» Владимиром Киселевым.
– Игорь Яковлевич, ваша ситуация с Киселевым… – пытаюсь в кремлевских кулуарах получить от маэстро комментарий по поводу главной шоубизовской закулисной бойни.
Но Крутой, находившийся на волне праздничных вопросов от моих коллег а-ля «Какие подарки вы приготовили на Новый год?», вспоминать неприятное не хотел, несмотря на обильные ушаты грязи, которые на него вылили по итогам того пикирования в Сочи. Уточняет:
– Тебя волнует моя ситуация с Киселевым?
– Да.
– Ну волнуйся.
И ушел.

Поэт года
Раз уж поволноваться за Игоря Яковлевича не сложилось, пришлось волноваться за другого учредителя премии «Виктория» – Михаила Гуцериева. Нефтяной магнат, пишущий теперь нашей эстраде добрую половину хитов, на самом деле и является главной фигурой премии «Виктория», ее идейным вдохновителем и главным человеком с деньгами. За совмещением таких разных амплуа, как «миллиардер» и «поэт-песенник», наблюдать все еще интересно. Три года назад лучшим поэтом назвали растерянного Леонида Агутина, выигравшего сразу у двух Гуцериевых (были номинированы две песни Михаила). В 2017-м и 2018-м побеждал Гуцериев с песнями «Сердце – дом для любви» и «Ты в глаза мне посмотри».

Михаил Гуцериев – известный поэт-песенник // фото: Global Look Press
Перед тем как разрешилась главная интрига церемонии – «он или не он», – я подошел к поэтессе Ларисе Рубальской и попросил рассказать, как вообще теперь обстоят дела в королевстве российских поэтов-песенников.
– Я немного устранилась от этой деятельности и не отслеживаю теперешних поэтов, – сказала Лариса Алексеевна. – Если читаю поэзию, то настоящую. Сегодняшняя песенная поэзия у меня не вызывает большого интереса. Сейчас все примерно одинаковые поэты года, потому что слово «поэт» сегодня ни к кому не применимо.
– А что вы думаете о разговорах про засилье Михаила Гуцериева?
– Мое впечатление – он просто очень добрый человек, который одержим писанием песен. Это его жизнь, его страсть. Тем, кто так страстно относится к делу, я всегда желаю вдохновения и удачи. У него есть возможности, и все артисты этому рады, я в этом ничего плохого не вижу. А поэзию я не оцениваю.
Право объявлять поэта 2019 года поручили шоубиз-тяжеловесу Стасу Михайлову. Стас начал готовить аудиторию издалека:
– Поэт года больше всего подвергается критике. Это я знаю по себе, по песне «Без тебя»… Все говорят, что это очень просто написать: «Для тебя…», «От тебя…» На самом деле все песни пишутся по какому-то вдохновению, но не специально. Пожалуйста, не критикуйте людей за стихи.
Михайлов вскрыл конверт и сказал: «С огромной честью… Вот рад на самом деле! Михаил Гуцериев!» Шоубизнес зааплодировал магнату, ставшему трехкратным поэтом года. В тронной речи лауреат не стал почивать на лаврах, признался, что является сооснователем премии, отчитался о том, что она «приобретает большой масштаб», и сообщил, что «предугадал тех, кто получил сегодня премии «Виктория».
– Я много работал в этом году, – сказал Гуцериев. – До 10 вечера на одной работе, а с 10 до утра – на другой.
Новые имена
Главными триумфаторами церемонии стали молодые исполнители Zivert и Димаш Кудайбергенов. 25-летний казахстанец Димаш взял, помимо «Открытия года», еще и «Вокалиста года в классической музыке», обойдя мировых звезд – Анну Нетребко, Хиблу Герзмаву, Аиду Гарифуллину, лауреата «Грэмми» Ильдара Абдразакова. Как такое могло произойти?
Кудайбергенов появился со своими шестью октавами четыре года назад на «Славянском базаре» в Витебске. Потом он стал звездой в Китае. В Казахстане Димаша отчаянно звали в «Астана Оперу», но он предпочел эстрадную карьеру, и, возможно, этому способствовал Игорь Крутой, взявший вокалиста в свою орбиту. Оба раза, выходя за статуэтками, Димаш благодарил композитора и продюсера, и две дамы, занявшие за моей спиной пустые места ближе к сцене, злобно зашипели: «Лизоблюдство». Но правда и в том, что артист более чем достойный. Как иначе продвигать тех, кто способен облагородить эстраду? Даже самовлюбленный тролль Басков напутствовал Димаша: «Не сходи с пути, иди с Игорем Крутым. Ты будешь дарить мастерство, а я – радость». Когда Николай был столь скромным?
29-летняя певица Zivert (Юлия Зиверт) – еще одно приятное новое лицо в поп-обойме. Появившуюся весной англо-русскую песню Life вы наверняка слышали. По меркам мировой музиндустрии продукт прорывной, вопрос только во влиянии и в поддержке. В России нашлись те, кто поддержал. Угадали на музпремии и с теми новичками, кто не получил наград, но выступил на сцене: например группа RSAC – симпатичная смесь этно-поп-музыки с электроникой и роком.

А вот старая рок-гвардия вела себя уныло. Шнур ходил в сером пиджаке, зачитывал со сцены тексты по бумажке, а отдушину находил только в Леониде Агутине: иногда, встречая, целовал его в лоб. Оба артиста получили приз за совместную песню «Какая-то фигня». Леонид высказался по этому поводу: «Благодарен Сереге за то, что он наступил на горло собственной песне и спел без мата», но на самом деле вещица Агутина из-за этого получилась как раз беззубой: ни туда ни сюда.
Агутин вместе с Шурой Би-2 и певицей Манижей (проект «Куртки Кобейна») открывали церемонию, но по энергетике это было совсем ниже плинтуса: унылый бубнеж, глядя в пюпитр. «Роковый заряд внедрился в кремлевские стены так, что можно подзаряжаться!» – прокомментировал выбежавший энерджайзер Андрей Малахов и вызвал этой фразой недоумение.
Тут уж невольно обратишь внимание на Артура Пирожкова (Александра Ревву), который продолжает кормить страну откровенной попсищей, но делает это по-актерски бойко и нарочито умышленно. У Реввы сделка с низкопробщиной, как у Шнура – с матерщиной. И тоже успех. Но когда академики номинируют автора песенки «Зацепила» и на поэта, и на композитора года, это говорит не об уровне хитреца Реввы, а об уровне «академиков».
Зато рэп-номинация была честной, протестной и дерзкой: половина из собравшихся в ней раздражают консервативную общественность России (Noize MC, Элджей, Face, Егор Крид). Да и в целом премия «Виктория», чаще предпочитающая живой звук полной фанере, выглядит на фоне остальных поп-церемоний все-таки ближе к жизни.
Константин Баканов
Список лауреатов
- Песня года: Zivert – Life
- Поп-группа: Artik&Asti
- Поп-исполнительница: Zivert
- Поп-исполнитель: Филипп Киркоров
- Танцевальный хит: «#2Маши» – «Мама, я танцую»
- Концерт года: Светлана Лобода
- Рок-группа: «Ночные снайперы»
- Хип-хоп: Баста feat Дворецкая – «Без тебя» и Элджей feat Era Istrefi – «Sayonara, детка»
- Городской романс: Стас Михайлов и Тамара Гвердцители – «Давай разлуке запретим»
- Открытие: Zivert и Димаш Кудайбергенов
- Лучшее видео: «Ленинград» – «Кабриолет»
- Инструменталист в классической музыке: Денис Мацуев
- Вокалист в классической музыке: Димаш Кудайбергенов
- Композитор: Игорь Крутой
- Поэт: Михаил Гуцериев
- Песня к кинофильму: Леонид Агутин, Сергей Шнуров – «Какая-то фигня»
- «За вклад»: Валерий Леонтьев

* * *
За наградами звезды шли дружными рядами. Появился даже Валерий Леонтьев, который светские рауты уже давно не жалует.

Появление Валерия Яковлевича вызвало настоящий ажиотаж. Его тут же окружили журналисты и фанаты в надежде сделать совместное фото.
Наргиз по традиции эпатировала своим внешним видом. Звезда пренебрегла дресс-кодом, надев повседневную одежду. Певица призналась, что после расставания с Фадеевым она абсолютно счастлива. Правда, написанные им хиты она исполнять не может.

– Жить в свободном плавании стало легче, но я не хочу на эту тему говорить, – призналась звезда. – Смогу ли я исполнять свои песни? Это зависит не от меня абсолютно, а скорее всего от него. Но даже если получится так, что не смогу их петь, ничего страшного. Они есть в свободном доступе в интернете, их крутят по радио. Я о нем говорить вообще не хочу, если честно.
Внешним видом поразила Анна Калашникова:

– Я люблю Прохора Шаляпина, – заявила девушка. – Мне кажется, что после расставания с ним я стала, как черная вдова!
Трогательным моментом церемонии стал номер, в котором вспомнили ушедших звезд – Криса Кельми, Сергея Захарова, Децла. Когда на экране появилась фотография Юлии Началовой, люди встали. Многие из них не могли сдержать слез.
Дима Билан: Я не боюсь умереть!
Певец Дима Билан на премии «Виктория» появился один. Но скучать ему не пришлось. Диму тут же атаковали поклонники.
– Если предложат полететь на Марс, с удовольствием полечу, – заявил певец. – А если не вернусь, ничего страшного не произойдет. Что важного на Земле происходит, кроме нашей беготни бесконечной?
По словам певца, он не боится смерти. Потому как знает: после будет новая жизнь.
– Я не боюсь умереть, – говорит Дима. – Уверен, что там есть какое-то продолжение. Абсолютно точно. Мы здесь не зря собираем какую-то информацию, каким-то образом производим энергию. Я думаю, что потом она продолжается в чем-то другом.
Даниил Николаев

* * *
Материалы вышли в изданиях «Собеседник» №47-2019 и «Жёлтая газета. Зажигай!» №48-2019.