С Никаса Сафронова требуют 70 тысяч евро за его же картину
Художник Никас Сафронов до сих пор не может справиться с последствиями потопа, случившегося в его доме в начале августа
Художник Никас Сафронов до сих пор не может справиться с последствиями потопа, случившегося в его доме в начале августа.
Напомним, что одну из квартир живописца затопила женщина, проживающая этажом выше. Наши корреспонденты наведались в гости к Сафронову и с удивлением обнаружили, что вода в его жилье течет до сих пор – уже третью неделю подряд.
О том, что у Никаса есть квартира в цокольном этаже дома, знали лишь самые близкие. В ней была оборудована гостевая спальня (кстати, иногда художник и сам ночевал там, чтобы скрыться от шумных ремонтных работ в квартирах соседей). Но большая часть квартиры использовалась в качестве хранилища – для картин, книг, альбомов. А в июле туда стали привозить полотна для выставки художника, которая откроется в сентябре в Государственном центральном музее современной истории России в Москве.
То, что в этом помещении был потоп, становится понятно сразу, едва ты переступаешь порог. В помещении – очень сильная влажность, а на стенах видны красочные потеки от воды.
– Мы готовы уже были начать восстанавливать помещение, но пришлось отложить, – говорит Никас. – Сегодня ко мне пришла женщина-малярша, высококлассный специалист – много лет назад я познакомился с ней в Лондоне, она ремонтировала посольство России в Великобритании. Она посмотрела и сказала, что ремонт начинать пока рано. Вода еще стекает по стенам, влага есть под полами. Не знаем, что теперь с ними делать: снимать и стелить новые или же оставить так. Нам предложили в аренду специальный сушильный агрегат, который поможет быстрее избавиться от влаги. Может быть, вскоре будем его использовать. Пока же все сохнет естественным путем – в квартире открыты окна.
В результате потопа пострадало более 200 уникальных картин Сафронова, которые находились в этом хранилище. 15 из них сейчас восстанавливают реставраторы. Ситуация усугубляется тем, что некоторые полотна Никас взял у частных коллекционеров. И за эти испорченные водой работы живописцу теперь придется расплачиваться из собственного кармана.
– Несколько картин мне дали люди, которым я их в свое время продал, – рассказывает художник. – Две из них пострадали очень серьезно. Я предложил переписать их заново, сделать авторский повтор. Один человек согласился, а второй не хочет – требует денег. Придется возвращать семьдесят тысяч евро – именно за такую сумму он у меня купил работу в конце 90-х. Хотя у нас нет расписок и обязательств юридических, но мое слово имеет вес – я отдам ему деньги. В принципе он прав: неважно, что случилось, но если ты брал вещь, то должен ее отдать в целости и сохранности.
Из затопленной квартиры художник вынес всю мебель. Оставил только кровать – несмотря на сильную влажность в помещении, он вынужден там ночевать.
– В моих квартирах на верхних этажах спать невозможно, потому что соседи делают ремонт, – продолжает Сафронов. – А так как я ложусь утром, то без конца слышу звук дрели и грохот. Приходится спускаться вниз, в еще не высохшую квартиру. Открываю окна, надеваю беруши.
С соседкой, которая его залила, живописец больше не виделся. Зато слышит ее регулярно.
– Она каждое утро что-то передвигает в своей квартире, – улыбается Никас. – Когда она меня залила, я просил ее оказать помощь – выносить из затопленного помещения картины, потому что рук у нас просто не хватало. Но она тогда сказала, что ей тяжести поднимать нельзя. Но в своей квартире она постоянно все переставляет, я постоянно это слышу... А вообще я отношусь к произошедшему философски. В нашей жизни могут происходить и более сложные истории. А трагедия, которая случилась у меня, поправима. Нужно только время.
Внешним видом Никаса невозможно не восхищаться. Один из секретов самого известного живописца страны кроется в уникальном напитке, который он пьет на протяжении многих лет.
– У меня есть серебряный сосуд, в который я каждую ночь наливаю стакан воды, – рассказывает Никас. – Добавляю туда ложку меда, все хорошо перемешиваю и оставляю до утра. А потом пью! Много лет назад мне сказали, что такой напиток очень полезен для организма. Я это запомнил и теперь не представляю своей жизни без него.