"Донбасс. Окраина": почти без пропаганды

Несмотря на внимание российских политиков к премьере фильма «Донбасс. Окраина», посыл самой ленты не так уж однозначен

Фото: «Ополченец» и «бандеровка» оказались в одной команде // фото: кадр из фильма «Донбасс. Окраина»

На премьеру российского фильма Рената Давлетьярова «Донбасс. Окраина» о войне на Украине пришли самые одиозные российские чиновники-идеологи: Рогозин, Яровая, Мединский. Глядя на них, было ощущение, что танки с георгиевскими ленточками должны полностью раздавить на экране украинскую армию и изобличить «фашистов-бандеровцев». 

Министр культуры Мединский часто приезжает на премьеры «идеологически правильных» фильмов и толкает там воспитательные речи. На «Донбассе» он был в ударе: «Украинцы – это наши люди. У нас разные государства, так сложилось. Но у нас общая земля, общая боль и – не побоюсь – общее будущее».

Однако Давлетьяров, в отличие от Мединского, не стал лить воду на мельницу российской пропаганды в том объеме, в котором это принято делать в последние пять лет. И этот его фильм, пожалуй, нельзя судить по сугубо кинематографическому счету. Его миссия шире. 

Лента выходит в момент, когда война продолжается и соблюсти всеобщий политес еще невозможно. А если учесть, что «Донбасс» ездил на Римский кинофестиваль, потом в Париж – кажется, что укрыть свое детище от газетных и фейсбучных расстрелов как минимум с одной стороны нереально. Как взрывоопасна любая проволока на этой войне, так же взрывоопасна любая деталь в кадре. «Эта тема – будоражащая всех, ранящая. Мы старались быть максимально деликатными», – сказал режиссер. И попал в точку с учетом запроса на прекращение этой войны и этой ненависти. За натуралистичными сценами – обгоревшими трупами, оторванными руками, запредельной жестокостью – постепенно проявляется, как когда-то на проявителе в фотокомнатах, большой… нет, огромный пацифик.

В подвале райцентра Марьинка, где идут бои, создатели картины, основанной на реальных событиях, собирают мужчин и женщин самых разных политических взглядов. Главные герои (украинец Соколов и сепаратист Ткаченко) – и вовсе солдаты противоборствующих сторон. Вражда и ёрничество по отношению друг к другу уходят на второй план, когда в город поочередно заходят группы военных, которых поначалу даже нельзя опознать. В какой-то момент становится неважно, кто они: война меняет свой фронт. Эта группа мужчин и женщин – гражданских и военных, «оккупантов» и «бандеровцев» – вынуждена отбиваться то от одних, то от других головорезов. Кто «наши», а кто нет – оказывается, это зависит не от шевронов.

Да, наивного много. Давление «диванных армий» на режиссера ощущается просто физически. И конечно, Давлетьяров как российский кинодеятель не смог избежать реверансов в сторону позиции Кремля по вопросу Донбасса. Например, ближе к финалу упор делается на то, что по обе стороны линии фронта «все с украинскими паспортами», хотя мы знаем, что это не так – хотя бы на примере Захара Прилепина, не говоря уж про псковских десантников. Знаем мы и о том, что люди бежали от этой войны не только в одну сторону (в Россию), а в фильме Россия становится эдакой землей обетованной для всех, включая разношерстную группу украинцев. 

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №21-2019 под заголовком «Русский Донбасс почти без пропаганды».

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика