Семейный альбом Василия Васильева – Яшки-цыгана из "Неуловимых"
О непростой истории своей жизни рассказывает актер Василий Васильев, сыгравший Яшку-цыгана в «Неуловимых мстителях»
На фильме «Неуловимые мстители» выросли уже несколько поколений зрителей. А в конце 60-х – начале 70-х исполнители главных ролей в картине стали настоящими кумирами молодежи того времени. О непростой истории своей жизни рассказывает актер Василий Васильев, сыгравший Яшку-цыгана.
– Меня в картину порекомендовал родственник – Юрий Цурило, – говорит Василий Федорович. – Он учился в Москве, узнал, что режиссер Эдмонд Кеосаян ищет паренька-цыгана, чтоб и в седле умел держаться, и стрелять, а еще петь, танцевать и на гитаре играть. «Наш Василек все это умеет», – сказал Юра его помощнику... Я тогда о кино никакого представления не имел. Жили мы в Вязниках, небольшом городке во Владимирской области. Отец работал в колхозе с лошадьми, мама занималась домом и хозяйством, нас у нее было восемь детей. Я летом подрабатывал пастухом. После восьмого класса собирался поступать в училище на механизатора. Но судьба занесла в «важнейшее из искусств»… В свои 14–15 лет все мы – «неуловимые» – были спортсменами. Я занимался стрельбой, плаванием, сдал кандидатский минимум по троеборью. Витя Косых и Миша Метелкин (они и до съемок были близкими друзьями) – кандидаты в мастера спорта по самбо и конкуру, Валя Курдюкова – по художественной гимнастике… Жили мы во время съемок в Москве, в казармах погранучилища. Рядом располагались конюшни. Мы с Витей, Мишей и Валей сами ухаживали за лошадьми – чистили их, кормили и даже ночевали возле них в сене. Это было распоряжение режиссера. Он хотел, чтобы лошади к нам привыкли. Все трюки мы исполняли сами. Видите шрам на моей щеке? Это память о «Неуловимых». Снимали сцену, в которой Яшка с Валеркой на автомобиле проезжают через аптеку, разбивая стекло. Меня осыпало осколками, а самый крупный воткнулся в щеку. Врачи со скорой остановили кровь, рану зашили – и я бегом в кадр, нельзя было останавливать процесс.
После того как лента вышла на экраны, Васильеву приходили тысячи писем от зрителей. Адрес незамысловатый: «Мосфильм. Яшке-цыгану». И ведь доходили конверты!
– Когда наша четверка ездила на творческие встречи, автомобиль, случалось, зрители несли на руках, – вспоминает Васильев. – В Одессе как-то я на лошади выезжал на стадион, пел: «Спрячь за высоким забором девчонку», и весь зал встал и пел вместе со мной. Незабываемые ощущения!
Первой женой актера стала певица и артистка мюзик-холла Галина Храмова. Васильев искал солистку для своего коллектива, знакомые порекомендовали ему Галину. Они стали вместе работать, вспыхнул служебный роман. Поженились, на свет появилась их дочь Кнея. Жили в Ленинграде, на родине Храмовой. Много гастролировали по городам и весям, как все советские артисты.
– Я маленькой ездила вместе с родителями, – рассказывает Кнея Васильева, которая сейчас живет в Португалии. – Выступали они дуэтом, придумав программу на двоих. В первом отделении исполняли цыганские песни, а во втором – народов мира: испанские, французские, итальянские народные. Зрители принимали их на ура.
Счастье закончилось, когда Кнея пошла в школу. За девочкой некому было присматривать, и Галине пришлось оставить сцену. Василий продолжал гастролировать один. И… вскоре встретил другую – танцовщицу-цыганку Марианну.
– Мама отца давно простила, она очень добрый человек. А я считаю, что он нас предал, – с горечью говорит Кнея. – И все равно он остается моим папой, не чужой человек, я его люблю.
Однако с первой семьей актер не общается. В начале 2000-х Галина с дочерью эмигрировали в Америку, а два года назад перебрались в Португалию.
– Увидел ее и понял, что пропал, – вспоминает Василий Федорович. – Влюбился. Так бывает. Пытался бороться с нахлынувшим чувством. Это были месяцы борьбы с самим собой. Те, кто оказывался перед нелегким выбором, думаю, меня поймут.
Со второй женой актер живет вместе более тридцати лет.
– Были и радости, и горе, – рассказывает Васильев. – В 90-е закрылся Ленконцерт, где мы с женой трудились. Мы остались без работы. К тому же меня ограбили мошенники, вытянув последние сбережения. И еще они мне пригрозили: «Хочешь жить – забирай семью и вали из города, иначе закопаем». Я испугался, но не за себя, а за Марианну и двух наших дочек: Есению и Кристину, они были совсем маленькими. И мы уехали в Тверь, на родину жены. С трудом выживали. Марианна устроилась в больницу регистратором, я занимался бизнесом… Когда дочери подросли, запретил им идти в артистки. Ненадежная это профессия! Есения стала педагогом, Кристина выучилась на экономиста, а потом поступила в ГИТИС на режиссуру.
– С годами понял, что без творчества не могу. Сейчас у нас свой цыганский семейный ансамбль, – с гордостью говорит Васильев. – Постоянно выступаем с женой и дочками на фестивалях, концертах. Внуки тоже поют и танцуют, их у нас трое – дети Есении. Кристина прошлым летом вышла замуж.
Моим друзьям по фильму «Неуловимые мстители» судьба выпала нелегкая. Виктора Косых (Данька) уже нет на свете, ушел внезапно, сердце не выдержало. Михаил Метелкин (Валерка) грезил стать режиссером, но не смог осуществить свою мечту. Валентина Курдюкова (Ксанка) замужем за певцом Борисом Сандуленко, вырастили дочь и сына, который рано умер.
– Обидно, что в нашей жизни больше не было картин такого уровня, как «Неуловимые», – сокрушается актер. – Иногда мне присылают сценарии. Но ленты о бандитах и ментах мне не по сердцу. А других картин на экранах до обидного мало. Но, думаю, главное – не поддаваться унынию. В Библии (а я верующий, православный) написано: уныние есть грех. Сам в него не впадаю и вам не советую.
* * *
фото в материале: из личного архива Василия Васильева