"Ретроспектива брендреализма" от Шнурова: от эпатажа до Эрмитажа

Выставка работ Сергея Шнурова «Ретроспектива брендреализма» переехала из Питера в Москву. Репортаж Sobesednik.ru

Фото: Шнур // Global Look Press

Выставка работ Сергея Шнурова «Ретроспектива брендреализма» переехала из Питера в столичный музей ММОМА.

Стоит посреди зала колоритная розовая задница. Если рядом Шнур что-то рассказывает, это современное искусство. Если Шнура нет, это просто колоритная розовая задница. Нам повезло: на открытии выставки был сам создатель бренда «брендреализм» и автор идей всех работ.

Брендреализм, как и многое в нашем мире, – большая наколка, и это еще мягко сказано. Если бы Шнуров публично произнес что-то в духе «Не ходите, братья, на эту выставку, это все полная хрень», экспозиция стала бы еще более сильным художественным ходом. Таковы законы жанра. Возможно, художник счел, что это будет воспринято как кокетство: в системе координат «психология – эпатаж – пиар – деньги» он понимает лучше нас всех.

Залы музея ММОМА пестрели экспонатами в виде ванны с нарисованными крыльями, красно-синего стульчака, картин а-ля Шагал типа «Легкое похмелье» с летящей над Питером немолодой упитанной асексуальной женщиной в купальнике и резиновой шапочке. Связанная из шерсти Земфира интересовала публику больше всего. Вязал не сам музыкант.

– Я считаю, что это выдающаяся инсталляция. Называется «Левша», – сказал экскурсовод-искусствовед Шнуров, подводя нас к композиции: парень баллончиком с краской пишет скабрезное слово из трех букв возле логотипа известного производителя спортивной обу-ви. – Проблематика не меняется: он подковывает иностранную блоху.

[:image:]

Вопрос Sobesednik.ru про феномен Энди Уорхола (который, можно сказать, задолго до Шнура потоптался на его брендреализме) автор почему-то свел к феномену железного человека. Зато загорелся, когда под конец вернисажа я спросил его, реальный или нет автограф Стаса Михайлова, выставленный здесь же. Композиция «ИконоСтас», пожалуй, круче вязаной Земфиры: портрет Стаса с подписью «Моему поклоннику Сергею Шнурову. От меня. С уважением. Цени!!!» помещен в золотистую рамку, и все это любовно упаковано в золотистый буфет. Как и сам Стас, смотрится дорого, но... дешево. «Да! Автограф реальный! Особенно мне нравится вот это – «Цени!!!» – ответствовала рок-звезда.

Сев на фоне объемных букв «Денег нет, но вы держитесь» и закурив во время вопроса об эпатаже («Не-не, курить нельзя, я сам против этого»), человек и бренд Сергей Шнуров лишний раз доказал, что на своей выставке он – главный экспонат.

Что еще сказал Шнур:

– Я поддерживаю любую интерпретацию, любое прочтение этих работ. Что хотел сказать художник – неважно. Художник хотел, чтобы что-то сказали.

– Всегда имею в виду коммерческую составляющую. Никогда не делаю по-другому. А зачем? Отразить бессмертную душу художника? Это в Instagram!

– Оценка работ – вещь сложная. Когда пьяный, могу вообще подарить. Когда трезвый, становлюсь меркантильным.

– В 2006 году (во время первой выставки. – Ред.) я был наивен: сам брал кисть, вдыхал краски. Но тогда я еще не прочел Барта «Смерть автора». В принципе я мог бы вам сказать, что сам вязал Земфиру в самолете под удивленные взгляды соседей по бизнес-классу. Это не имеет значения.

– Сергей Шнуров – тоже бренд. Бренд, который формирует другие бренды. Не брендом я быть уже не смогу. Не смогу быть обычным человеком.

– Я начинающий молодой художник. Но вы не волнуйтесь: после смерти я обязательно попаду в Эрмитаж.

[:wsame:][:wsame:]

Рубрика: Шоу-бизнес

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика