Учитель Гоши Куценко и Елены Прокловой: Были и хамство, и ненависть, и пьянство...

Сергей Гармаш, Гоша Куценко и Александр Балуев, Елена Проклова и Татьяна Васильева – все они прошли через талантливые руки Мастера Евгения Вениаминовича Радомысленского. Правда, кое-кому из нынешних знаменитостей пришлось и настрадаться от его принципиальности

Евгений Вениаминович Радомысленский – заслуженный деятель искусств, актер, режиссер, но в первую очередь – педагог. Много лет он преподавал в Школе-студии МХАТ, обучал актерской профессии многих звезд кино. Сергей Гармаш, Гоша Куценко и Александр Балуев, Елена Проклова и Татьяна Васильева – все они прошли через талантливые руки Мастера. Правда, кое-кому из нынешних знаменитостей пришлось и настрадаться от его принципиальности – ставил низкие отметки, бывало...

– Гоша Куценко рассказывал в интервью, что был ужасным двоечником и как выбился в люди, сам не понимает. Так и есть?

– Не помню, чтобы он совсем уж плохо учился. Думаю, эту историю – якобы двоечник – сам придумал, может быть, кокетничал. Такая «фишка» (улыбается). Так же везде рассказывает, будто бы страшно картавил, – я такого тоже не припомню. Нормально говорил! Был ли таким же лысым? Нет, волосики были. Шевелюры не припомню, но и не голый череп.

Я не думал, что Гоша (я-то звал его Юра, по паспорту он – Юрий Куценко) станет настолько знаменитым. Нет, он был симпатичный парень, но то, что его ждет такая популярность, не мог предвидеть. Такой стремительный взлет – фильм «Антикиллер», потом как ведущий шоу «выстрелил», много играет.

Выпускаясь из Школы-студии, помню, Юра играл Тристана в спектакле «Собака на сене» – замечательно! Не менее ярко играл и его друг Слава Разбегаев, который сейчас постепенно становится популярным артистом. Но была с ними еще девочка, играла главную женскую роль, фамилия студентки – Гольтяпина. Не менее талантливая, но где она сейчас?

Такое тоже бывает: студент мало надежд подает – а становится известным. Или наоборот: во время учебы человек подавал большие надежды, а актерская судьба не сложилась. Как говорил один художник: «Мало иметь талант художника, надо иметь еще талант развить в себе этот дар». Но многое зависит и от случая, от фортуны.

– А что можете сказать о Сергее Гармаше, как он учился?

– У них был по-настоящему звездный, сильный курс: Игорь Верник, Сергей Гармаш, Алексей Никульников – на экраны как раз вышел фильм «Цыган», где он сыграл сына Будулая и уже был звездой. С ними же учились Анатолий Котенев, Владимир Большов, Михаил Богдасаров… Александр Балуев тоже из этого выпуска. Я очень высоко ценю Сашу. Но считаю, в профессии он пока не сделал того, что мог бы. Да, много снимается, популярен, достойно играет. Но кинематограф эксплуатирует его в ролях военных: полковников, маршалов. Саша подходит по фактуре, внутренней убедительности. Однако диапазон ролей мог бы быть гораздо больше. У меня он выпускался с «Утиной охотой», играл Зилова – гениальная пьеса, большая работа. Жаль, что Саша не работает в театре, там мог бы раскрыться в полной мере.

…Сергей Гармаш пришел, отучившись уже в театральном училище, он был постарше. Сразу завоевал авторитет, стал верховодить, с ним считались.

– Алексей Никульников рассказывал в интервью, как они – Гармаш, он и Котенев, будучи студентами, напивались и могли на самолете улететь, к примеру, в Ставропольский край, на родину Котенева. За две тысячи километров – просто «к маме на ужин».

– Ну что тут скажешь? Если в молодости не гулять, не пить, жить без приключений – неинтересно же! (Улыбается.)

– Лишь бы, как говорится, учебе не мешало! Не мешало же?

– Честно? Мне помешало, например, когда Гармаш накануне спектакля сломал ногу. Мы ставили мюзикл, у него главная роль. И вдруг – сломанная нога. Ясно, что не просто «упал, очнулся – гипс», видимо, более глубокие причины. Спектакль не состоялся, к сожалению.

– Татьяна Васильева училась не с Сергеем Гармашом и компанией, на другом курсе, но тоже ваша ученица. Она не раз рассказывала, что педагоги в Школе-студии ее не ценили, не давали роли.

– Как недооценивали?! Она в двух моих спектаклях играла – ярко, достаточно интересно. Марселину в «Фигаро» – после спектакля было очень много рецензий. Потом в «Мизантропе» – полно снимков во всех газетах, а фотографии Ицыкович (это девичья фамилия актрисы до брака с Анатолием Васильевым. – Авт.) напечатала газета «Правда». Попасть в «Правду» в те годы для молодого артиста – это было нечто! И почему Татьяна говорит о якобы недооцененности, для меня загадка. Видимо, это свойство ее характера, он у нее непростой.

Помню, была история – собирались ставить пьесу «Смерть Бесси Смит». Распределяют роли: Ицыкович играет медсестру. Таня, услышав, начинает лить крупные слезы: как это так, спектакль «Смерть Бесси Смит» – а ей не дали главную роль Бесси Смит?! Даже не удосужилась узнать, что в этой пьесе медсестра – единственная женская роль, а Бесси Смит вообще ни разу не появляется, о ней только говорят. В общем, Татьяна своеобразная! Но я не хочу это анализировать.

– А Елена Проклова?

– Она пришла уже звездой – снялась в нескольких фильмах («Звонят, откройте дверь», «Снежная королева»…), была популярной. Конечно, профессиональный опыт наложил отпечаток на ее поведение. Нет, она была не капризная, а вот более уверенная в себе – да. Леночка хорошо училась. Я с ней делал большую работу, в спектакле «Снегурочка» у нее главная роль. И Света Крючкова в этом спектакле играла, тоже хорошая актриса. Был еще спектакль, где Света играла такую мегеру, хозяйку притона – отлично получалось. Она уже была зрелая, по-женски рано созрела. И Лена, и Света очень талантливые.

– Вообще с женщинами-актрисами сложнее, чем с мужчинами? Ведь слабый пол более капризен.

– Это зависит от человека. Вообще актер так устроен: крайне ревнивый, амбициозный. Я преподаю с 1957 года, очень много артистов перед глазами прошло. Не только в Школе-студии МХАТ, но и на телевидении, и за границей работал. Все было: и рыдания, и хамство, и любовь, и ненависть, и халтура, и пьянство. И обиды. Успокаивать приходилось и мужчин, и женщин. И сейчас приходится. Педагог – он как психотерапевт, тем более что актеры – люди с повышенной эмоциональностью. И женщины-актрисы все совершенно разные. Но проблемы были больше в театре, чем в Школе-студии, вот в театре приходилось снимать актрис с ролей.

– Говорили, будто крайне сложный характер у Людмилы Гурченко, а вы с ней работали.

– Вот с ней как раз не было проблем. С Татьяной Георгиевной Конюховой были сложности, ее приходилось снимать с роли. Да, капризничала, звездила, что-то в этом роде. Но это долгий отдельный разговор, в интервью не расскажешь. А вот с другой Татьяной – Шмыгой – мы дружили, я очень ее любил. Она снялась в моем фильме «Эксперимент» в главной роли, было также много совместных спектаклей. Талантливый, выдающийся, удивительно порядочный человек, я вспоминаю ее с большой любовью и грустью. Уникальное явление в музыкальном театре – по обаянию, таланту. Единственная, по-моему, из наших артистов, чье имя внесено в каталог выдающихся музыкальных актеров мира.

Людмила Гурченко – тоже прекрасная музыкальная актриса. Одно время она работала в театре «Современник». Знаю, что композитор писал ноты и говорит: «Вот здесь – партии Валентина Никулина (тоже исключительной музыкальности был актер!) и Гурченко. Импровизации!» То есть целиком доверял исполнить так, как хотят сами актеры, – это дорогого стоит.

– Евгений Вениаминович, вы и сейчас преподаете – в Институте современного искусства. Ваше мнение: нынешняя театральная молодежь отличается от той, что училась 30–40 лет назад?

– Принципиально – нет, в каждом поколении есть талантливые, есть романтики, есть не очень ответственные, которым нужно побольше работать над собой (улыбается). Но вот то, что молодежь стала меньше читать – факт, все теперь увлечены Интернетом.

Приходится бороться, заставлять.

Читайте также

Гоша Куценко тайно женился

Елена Проклова победила тяжелую болезнь

Рубрика: Шоу-бизнес

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика