Эпатажный перфоманс или банальный пиар?

Современное искусство еще раз содрогнулось. К странным картинам, инсталляциям и представлениям мы уже привыкли. Художник и кинорежиссер Олег Мавромати пошел дальше и устроил онлайн-перформанс, где на кону – его жизнь.

Современное искусство еще раз содрогнулось. К странным картинам, инсталляциям и представлениям мы уже привыкли. Художник и кинорежиссер Олег Мавромати пошел дальше и устроил онлайн-перформанс, где на кону – его жизнь. 

В России Мавроматти преследуется по статье 282 УК РФ («разжигание межрелигиозной и межнациональной розни”) за перформанс “Не верь глазам своим”, который он совершил много лет назад в рамках режиссируемого им фильма “Масляное пятно” -- распятие героя фильма. Уголовное дело давно заведено и совсем не мешало художнику проживать в Болгарии и США. Но когда понадобилось поменять российский паспорт, он получил отказ. И вместе с запросом к болгарской стороне предоставить ему статус беженца устроил «публичную казнь»: подключил себя к прибору, напоминающему электрический стул, и объявил интернет- голосование «виновен» - «не виновен».

Выглядит ужасающе, если не копнуть глубже. На поверку оказывается, что «прикончить» художника, во-первых, сложно: только если голосов за обвинительный приговор будет ровно вдвое больше, чем голосов против наказания, Мавроматти сам (!) включит электрический ток (электроды подключены к оголенным участкам его тела). Причем голоса учитываются только в том случае, если голосующий мотивирует свое мнение, показав знания творчества Мавроматти.

Во-вторых, накладно. Чтобы голос «виновен» смог вызвать электрический ток, надо заплатить 50 центов через определенную платежную систему. Но даже если обвинительные голоса наберутся, проект автоматически выходит на следующий этап. Пять этапов и с каждым разом все более длительный удар тока. Создав подобие электрического стула, акционист пытается метафорически проиллюстрировать уголовный процесс и основных игроков в ней - прокуроров и адвокатов и сделать более видимой ответственность обвинителя и защитника за жизнь и судьбу обвиняемого.

Цель акции, по словам Мавроматти, сократить путь от обвинителя к обвиняемому. Но слабо верится в такую искреннюю помощь судебным органам. Кажется, что художнику надо просто пропиариться, заработать и в конце концов получить паспорт. Но этот перформанс называют искусством. Логика железная: «Да, несомненно это искусство. На основании того, что данный перф осуществляется художником» читаем в аннотации к проекту. Более того, выясняется, что Мавроматти радеет не столько за себя, сколько за культуру в целом: «Данное уголовное преследование… попытка цензурировать отнюдь не отдельных представителей культуры, но культуру вообще». Какая цензура? Ведь каждый художник теперь может поджечь икону, объявить это искусством и прославиться. А как законодательно прописать самоцензуру? Этику? «На самом деле это действие (распятие – Авт.) вовсе не собиралось никого оскорбить, так как это всего лишь игровое кино», - считает акционист.

Мы решили связаться с самим сетевым возбудителем, ведь он заявил, что всем доступен и готов в определенное время выходить на связь. Но в скайпе нас художник не активировал, а на сайте перформанса кроме видео-записи ничего увидеть невозможно. И хотя пишут, что это доступно только голосующим, оказалось, что голосуй-не голосуй, все равно получишь… еще одну разновидность пиара.

В интернет-сообществах Мавроматти называют сумасшедшим, но поясняют: кто сказал, что художник должен быть здоровым? Никто. Главное, чтобы один не вполне адекватный человек не повлек за собой моду на сетевую эвтаназию.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика