Новости дня

22 января, понедельник






21 января, воскресенье

















20 января, суббота












19 января, пятница










Счастливая трагедия звезды кино

0

Она работала телефонисткой, гримером, билетером. И всю жизнь мечтала стать актрисой. «Помог» кризис 90-х, когда ее, пенсионерку, сократили с работы. Тогда-то киношники и оценили Галину Стаханову, начав приглашать в сериалы. Так, перешагнув 60-летний рубеж, она стала, на удивление всем, «звездой».

Бабушка у подъезда, уборщица, домработница, нянечка в больнице… Всех этих женщин Галина Константиновна играет в кино так естественно, что зрители узнают в них своих родственников и знакомых. Репортер побывала в гостях у Галины Константиновны.

Где живет артистка Галина Стаханова вблизи станции метро «Ясенево», знает любая пенсионерка. А бабушки у подъезда еще и расскажут последние новости из жизни звездной соседки: «Недавно вот купила машину для дочери! Во как раскрутилась!»

Черный «Шевроле» под окнами – впечатляет. Даже не верится, что когда-то Галина Константиновна была буквально нищей.

О своем нелегком жизненном пути артистка начинает рассказывать, когда мы садимся пить чай.

– У меня было очень сложное детство, ведь я родилась за год до войны, – говорит она. – Не знаю даже, кем работала мама, где придется. Как начали бомбить Москву, мы вместе с отцом эвакуировались в Алма-Ату, он не воевал, где-то достал бронь. А потом он нас бросил ради другой женщины! Мама заболела тифом. Бабушка умерла от голода. Такая вот была жизнь! Питались чем попало, картофельные очистки считались за деликатес. Сколько пришлось пережить! Не знаю, почему не причисляют детей, родившихся во время войны, к ветеранам. Могли бы их как-то поддерживать сейчас, думаю, это было бы справедливо.

Когда Галя вместе с мамой вернулись в столицу, оказалось, что их брошенная на время эвакуации квартира занята другими людьми – это было не редкость в те годы. Пришлось им поселиться в маленькой подвальной комнатке, где проживало еще три семьи.

– Комната была разделена на четыре клетушки картонными перегородками, – вспоминает Галина Константиновна. – Можете себе представить обстановку: здесь дети плачут, там муж жену колотит, посуду бьет. Поспать бы, да нужно крыс отгонять от маленьких детей, чтобы не сожрали. Вот как жили! Поэтому сейчас, когда начинают жалеть о «былых временах» или жаловаться на плохие условия, я не понимаю. Мама пошла работать дворником на мостовую, колола по ночам лед. Еще второй ребенок у нее появился, нажила в эвакуации, ну, известное дело. Женщины все делали ради того, чтоб раздобыть еду. Брат родился с пороком сердца и быстро умер. Единственным спасением были поездки на лето в пионерский лагерь, которые маме удавалось доставать. Там нас хотя бы кормили, да и общение со сверстниками было интересным.

Разумеется, в такой обстановке Галя не могла мечтать о карьере актрисы. Ей даже не удалось закончить общеобразовательную школу. Пришлось пойти работать телефонисткой на станцию, а свое образование заканчивать в школе рабочей молодежи. И все-таки тянулась девушка к искусству. Когда ее мама устроилась домработницей к актрисе Вере Пашенной, она упросила ее послушать «девочку». Галина прочитала монолог Катерины из «Грозы» «Почему люди не летают…» и получила высокую оценку: «В тебе есть большое душевное тепло!»

– Тянуло меня к театру, еще ведь девчонками с подружкой бегали в драмкружок, – рассказывает Стаханова. – Она играла принцесс, а я – то ворону, то зайца, хотя у меня была стройная фигура. Меня даже считали слишком худой, потому и дразнили Стропилой. А после разговора с Пашенной я устроилась ученицей гримера в Театр Маяковского. Лишь бы быть поближе к искусству! Работать было тяжело. Капризные актрисы кричали на меня, когда я надевала на них парики. А вот добрая Наталья Гундарева разговорилась со мной и посоветовала: «Идите в самодеятельность! Сейчас там такие возможности!» И я пошла в студенческий театр МГУ, где играли люди обычных профессий – бухгалтеры, рабочие. Многие из них потом стали звездами, например Алла Демидова, Семен Фарада, Ия Саввина, Геннадий Хазанов, Александр Филиппенко.

Надо сказать, что поступить даже в театр МГУ тогда было нелегко, конкурс огромный! На прослушивание Галина опять пришла вместе с красавицей-подругой, но не красавицы были нужны, а характерные актрисы, с простыми лицами, естественными жестами. Такой и оказалась Галина. И ей сразу дали большую роль в спектакле Марка Захарова «Хочу быть честной». Потом в театр пришел Роман Виктюк и взбудоражил всю труппу.

Он взялся за постановку пьесы Людмилы Петрушевской «Уроки музыки», хотя ее запретил худсовет. Пьеса имела громадный успех, все московские актеры, режиссеры пересматривали ее по несколько раз. Среди них был и Евгений Евтушенко, который в то время писал сценарий к фильму о своей жизни. Он приметил не старую еще Стаханову на роль своей бабушки. Взял почти без проб, просто сказав: «Да, это она!» Так определилось амплуа актрисы на всю жизнь – бабушка, свой человек, соседка…

Еще работая в театре МГУ, Галина уже в возрасте 35 лет стала матерью – у нее родилась дочь Маша. Актриса говорит, что так и не вышла замуж, и, похоже, по своей вине – была слишком разборчива с женихами. А вот шанс стать матерью не упустила. В восьмидесятые заработать на эпизодах в кино можно было совсем немного. Поэтому ей пришлось устроиться билетершей во Дворец спорта «Лужники». Там над доморощенной актрисой посмеивались, острили. Придет какой-нибудь Шифрин на матч и бросается к «коллеге» обниматься. Это, конечно, вызывало зависть. Поэтому, когда Галина Константиновна в очередной раз отпрашивалась на съемки, начальница ей говорила: «Лучше бы работала, а не разъезжала!» Втайне Стаханова мечтала плюнуть на скучную работу билетера и посвятить себя только кино, но решиться на это не могла. Помог кризис.

– Когда меня сократили из «Лужников», волей-неволей пришлось подумать о работе, – вспоминает Галина Константиновна.

– А возраст уже пенсионный. Но все же пошла по агентствам. И вы знаете, меня принимали хорошо! Оказалось, что возрастные актрисы нужны, но не ухоженные, а естественные. Не стесняющиеся своих лет. В то же время с такой ролью может не справиться бабушка из массовки. Так что я попала в точку.

С тех пор без Стахановой не обходится ни один современный сериал, еще и в рекламу приглашают сниматься. Галина Константиновна не скрывает – образования у нее нет. А опыт есть! И ценит свою работу высоко.

– Я дорогая актриса по сравнению с людьми из массовки, – говорит она. – Меньше десяти тысяч рублей за съемочный день не беру. Зато со мной и хлопот нет. Режиссеры это ценят. Иногда пригласят на один эпизод, а потом попросят сыграть что-то еще. Недавно вот спасла один сериал. Звонят, говорят: «У нас последний съемочный день, а актрисы нет!»

Оказалось, бабка из массовки не вытянула. Я на раз все это сделала, а напоследок сказала им: «Скупой платит дважды!» Если берут бабушку из массовки, она может хорошо болтать, сидя у подъезда. А перед телекамерой забывает слова, теряется. Вообще эпизод сыграть труднее всего, так, чтобы запомнилось. Тут недостаточно выпучивать глаза, нужно его прожить, чтобы было понятно, что за этими двумя словами стоит человеческая жизнь.

Трудно сказать, с кем из известных актеров Галина Константиновна не сталкивалась на съемочной площадке. Работала с Ефимом Шифриным, Геннадием Хазановым, Максимом Авериным, Александром Домогаровым…

– В основном на площадке попадаются хорошие партнеры, – говорит актриса. – Обожаю Аверина, мы с ним, как увидимся, всегда обнимемся, поговорим. Про Домогарова я думала, что он весь такой из себя, а он так переживал за мой эпизод, что даже остался на съемочной площадке и помогал мне. А вот, например, Вилле Хаапасало так важничал, что отказался садиться со мной в одну машину. Бывает, попадается в жизни такое говно, но я не обращаю внимания.

Сейчас, если у Галины Константиновны нет съемок, она занимается воспитанием трехлетней внучки Лизы. Актриса признается – в жизни роль «бабушки у подъезда» ей не близка. Единственное учреждение, которое иногда приходится посещать по возрасту – это поликлиника. Есть проблемы с ногами, с позвоночником. Иногда актриса отправляется на съемочную площадку, превозмогая боль, «через не могу». Но как только включается камера, она все забывает и возвращается домой здоровая. Так на нее действует сила искусства.

– Вообще бабок я не люблю, честно скажу, хоть и сама бабка. У подъезда не сижу, кости соседям не перемалываю, что мне, делать нечего! Да и сериалы, в которых снимаюсь, далеко не все видела, больше люблю смотреть по телевизору интеллектуальные игры. Я занята хозяйством и воспитанием внучки, а если уж совсем свободное время, лучше возьму приставку и поиграю в компьютерные игры! И тем не менее ко мне часто подходят бабушки на улице и здороваются, спрашивают, как дела. Они просто видят знакомое лицо, им кажется, что они где-то со мной виделись в поликлинике или на почте. Я со всеми разговариваю, не избегаю людей. Ведь все говорят добрые слова.

Справка

Галина Стаханова родилась в 1940 году в Москве. В 1960–1962 годах работала ученицей гримера в Театре имени Маяковского. С 1965 года играла на сцене студенческого театра МГУ, затем – Театра Романа Виктюка в Доме культуры «Москворечье». В кино с 1979 года. Снималась в фильмах «Детский сад», «Марш Турецкого», «Гражданин начальник», «Семейные тайны», «Две судьбы», «Участок», «Дальнобойщики-2», «Счастливы вместе» и многих других.

поделиться:





Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания