Юрий Антонов: Я стал жертвой проплаченной травли
Знаменитый певец и композитор Юрий Антонов впервые откровенно рассказал о многочисленных скандалах, которые сопровождают его последние несколько лет, а также сравнил жестокие законы нынешнего шоу бизнеса и советской эстрады.
Знаменитый певец и композитор Юрий Антонов впервые откровенно рассказал о многочисленных скандалах, которые сопровождают его последние несколько лет, а также сравнил жестокие законы нынешнего шоу бизнеса и советской эстрады.
За что люблю Юрия Антонова – за песни, которые без возраста, а потому с душой. За твердость (в обиду себя не даст). Ну и наконец, за честность. Сочинял, говорит, чтобы заработать, – и «Для меня нет тебя прекрасней», и много другого не менее прекрасного…
Дело не в высоких материях
– А нынешние так называемые композиторы, сколько ни говорят о вдохновенном творении для народа, лучше их песни не становятся. Вот объясните, как человек, который умеет писать настоящие хиты. Почему вы можете, а другие – нет?
– Практика моей композиторской работы показывает, что дело совсем не в высоких материях. Когда человек работает на своем месте – тот же врач, строитель, – он делает свое дело без всяких громких фраз. Мне кажется, композиторы тоже должны отмежеваться от красивых слов и просто хорошо делать свою работу.
Но понимаете, еще в чем дело… В отличие от тех же врачей и строителей, которые получают образование в специализированных заведениях, композитор, особенно тот, который работает в популярной музыке, специального образования не имеет. Есть общее – музучилище, консерватория. Это как основа. Но тому, кто пишет популярную музыку, еще нужен дар от природы. Дал ему Бог возможность писать музыку – он пишет. У кого-то получается хорошо, у кого-то не очень.
– Вы в целом как оцениваете современную музыку? Ужас-ужас?
– Я бы так не сказал. Сейчас такая тенденция – критиковать всё: «Российская эстрада – полное г…». Так говорят люди, которые оторвались от молодежи. Разница в возрасте играет в оценке очень важную роль. Молодежь сегодня избалована музыкальной продукцией. Она валится со всех сторон, в основном с Запада. Слов можно и не понимать, но мелодия модная, веселая девушка прыгает с голым животом… На определенном этапе это может нравиться, и к этому надо относиться терпимо. Через некоторое время человек сам будет смеяться над собой и удивляться, как могло ему нравиться это.
Меня лично больше волнует то, что молодежь ходит по улицам с бутылками пива и пьет из горла. Это очень раздражает, особенно когда вижу таких девушек. Дело даже не в возрасте, а в элементарной культуре, которой нет. Противно это выглядит! Идет девушка – красивая, стройная, такая, знаешь, привлекательная, – а в зубах сигарета. Как какой-то гангстер 30-х годов в Америке. Еще шляпу кривую надеть, дать автомат «Томпсон» – и будет полное сходство.
Если молодежь так любит брать пример с Запада, то пусть тогда берет во всем. Я часто бываю за границей. Там такого даже близко нет. А если кто и появится на улице с бутылкой, о нем тут же передадут по цепочке полицейскому, и тот нарушителя примет. Потому что люди заботятся о том, чтобы вокруг них не было грязи. А у нас… Возле моего загородного дома есть небольшой прудик. Несколько лет назад попросил управу почистить его. Приехали, навели порядок, стало идеально. И что вы думаете? Через две недели он стал такой же грязный, как был: в нем снова плавали колеса, бутылки.
Причем тут же стояла табличка с просьбой не сорить. Проси не проси… опять стала натуральная помойка. Еще в Москве как-то следят, а на периферию выйди – такое увидишь!
Никакой драки не было
– Последние два года ваше имя звучит исключительно в скандальной хронике. То якобы с сотрудником ДПС подрались, то байкер вас ударил. Когда артист попадает в такие истории, два варианта: либо он это сам про себя рекламы ради придумал, либо травля.
– Это заказ стопроцентно. Не знаю, от кого это идет, но мы его найдем.
По поводу драки – ничего такого с гаишником не было. Он был странный, на мой взгляд, человек. У нас возник, скажем так, конфликт интересов, и он меня просто придавил. Парень крупный, килограммов 150 весит. Мы всё уладили на месте, в присутствии его начальства. Пришли к выводу, что никаких претензий у нас друг к другу нет. Но кто-то слил эту историю в прессу, репортеры начали раздувать скандал, кто-то авторов этих публикаций подкармливал… Но в прошлом году на бензозаправке произошло нечто другое. Уголовное дело, заведенное на ударившего меня мотоциклиста, покуда расследуется. Кроме того, оказалось, что за этим товарищем и еще кое-что числится. Придет время – скажем, что именно.
То, что мое имя склоняли во всех СМИ, доказывает: это целая кампания и за ней стоит чья-то рука. Сейчас примерно такие же события развиваются вокруг Валеры Меладзе. Опять же чувствуется, что не все там чисто. Я знаю Валеру давно. Он порядочный человек, очень интеллигентный.
– У вас, артистов, всегда журналисты плохие.
– Не всегда, но часто. Прессе надо, чтобы скандалы не затихали. Газеты, каналы делают на этом рейтинг, вот и вцепляются, как собаки, в тело человека и начинают его терзать. Забывают о том, что артисты – такие же люди, как все. Я не робот, я человек. И публикации, порочащие меня, воспринимаю болезненно.
Очень доволен, что в Уголовный кодекс вернули статью о клевете. Вот теперь мы по полной программе воспользуемся этой статьей! Уверяю вас, дорогие СМИ!
Пиратство непобедимо
– А как ваши успехи в борьбе с аудиопиратами? Бульдозеры давят диски грудами, но меньше контрафакта не становится.
– На каких-то этапах что-то получилось, но пиратство непобедимо. Оно существует во всем мире, но в других странах законодательство более жесткое. У нас его, считай, вообще нет.
Я вице-президент авторского совета Российского авторского общества (РАО) и сражаюсь не только за себя, но и за коллег.
Хочется, чтобы композиторы, поэты, получающие достаточно мало, нормально зарабатывали. По мере сил пытаюсь помочь. РАО динамично развивается, у нас существует система доходов авторов, она абсолютно открытая. Кто пользуется большим спросом – получает больше гонораров. Кто меньшим – меньше. Делаем, что можем. Стараемся!
– Что же это за правовое государство такое, что свои права – как пострадавшего, как автора – надо выгрызать зубами? Даже вам, человеку с именем. Что уж говорить о простых людях.
– Какое правовое государство может сложиться за 20 лет? Это по историческим меркам даже не секунда – тысячная доля секунды. США залились такой кровью, чтобы стать правовым государством… Страшная резня была, чистая гражданская война, как у нас в 1918 году, убивали друг друга тысячами. У них это было давно, лет 200 назад. В Англии – еще раньше.
– Как долго ждать-то.
– Придется. Это же нельзя приказать – чтобы вмиг наступила демократия и все стали честными и порядочными. Тем более в такой стране, как Россия, где воровство процветало еще при царе.
Хотел бы жить в богатой стране
– Вы и при Союзе не бедствовали, и сейчас, судя по всему, тоже?
– Я достаточно благополучный композитор. Для меня сегодняшнее время, несомненно, лучше, чем в СССР. Но я такой человек, что мог бы выкарабкаться, наверное, в любой ситуации – в Монголии, в Африке, в Индии, в Америке. Может, не стал бы миллионером, но на ногах стоял бы крепко. Сущность такая, энергетика. А большинство людей выходят в жизнь незащищенными. Они уповают на государство, оно же, к сожалению, в большинстве случаев отворачивается. В этом надо винить не верховную власть, а в основном власть на местах. Как только она возвышается над общей категорией народа, то сразу забывает о нем. Надо помочь населению выйти из болота. Каким образом? Вот это трудный вопрос. Я не политик, не экономист, а просто музыкант.
Конечно, мне приятнее было бы жить в богатой стране и общаться с богатым народом. Хотя бы потому, что на мои концерты пришло бы еще больше зрителей. Русским свойственно ходить на концерты. Такого нет больше нигде в мире. Приезжаешь в Екатеринбург и видишь афиши 20 звезд, которые выступают прямо одна за другой. Я удивляюсь: как люди могут покупать столько билетов? В Астрахани та же история… В Европе бывают концерты звезд. Но там артисты ездят с выступлениями не столько зарабатывать, сколько продвигать свои альбомы.
– Есть смысл – их потом купят, а не скачают в Сети.
– У нас дохода от продажи альбомов сегодня вообще практически нет.
– Ваши коллеги, похоже, признали поражение. «ДДТ», Макаревич выкладывают свои песни в Интернете бесплатно.
– «ДДТ» – очень хороший коллектив, Юра Шевчук – замечательный музыкант, честный человек. С Андрюшей Макаревичем у нас хорошие, дружеские отношения. Вообще, я их очень уважаю. Но в то же время считаю: музыкант должен заниматься музыкой. Слишком сильно политика потом отражается на его работе. А нужно ли это?
Есть оппозиция, которая совершенно не воспринимает действия правительства, и немало людей ее поддерживают, это их выбор. Пусть занимаются этим профессионально, добиваются свобод. Ведь это у нас не запрещено, и митинги являются доказательством их права. Но иногда все это переходит границы. Российское государство находится в начале своего пути, и мешать ему, мне кажется, нет смысла. Если еще раскачивать лодку, в которой мы плывем… Мне бы искренне хотелось, чтобы мы плыли в правильном направлении, чтобы люди смогли позволить себе купить, что хотят, и стали менее озлобленными. Сегодня среднестатистический россиянин отличается от советского человека. Он ездит на западных машинах, ест совсем другую пищу, а сущность – тяжелая, злобная. Нет той доброты, желания помочь другому, а ведь это было. Зависть просто патологическая. Люди ненавидят тех, кто успешнее. Речь не только обо мне. Купил сосед новую машину – надо обязательно ему по борту ржавым гвоздем пройтись… Ну почему так?
Доброта людей раздавлена злобой и ненавистью
– Ваш знаменитый рекорд – 28 концертов за 14 дней в Ленинграде в зале на 14 тысяч мест при аншлагах – еще не побит?
– Держится. Думаю, что уже никто не побьет.
– А теперь часто выступаете?
– Да сколько захочу. У меня нет лимита, все зависит от здоровья. Зачастую отказываюсь от концертов, потому что не в силах. Наш коллектив выступает только вживую, и я могу отработать два концерта подряд, но три – уже нет. Петь очень тяжело, тем более в моем возрасте. Здоровья с годами не прибавляется.
– Новых песен, которых не было уже лет 10, выпускать не планируете?
– На этот вопрос так сразу ответить сложно. Есть много причин, почему я не выпускаю новой продукции. Во-первых, как я уже говорил, пираты. Но, кстати, дела у них не так уж и хороши. И главная проблема – Интернет. Он бьет и по авторам, и по пиратам.
Вторая проблема – лень. Как это ни банально звучит, простая человеческая лень. Должен вам признаться, музыкального материала у меня достаточно много, но вот записать его – очень хлопотное дело. Бывает, работаю месяцами в студии и, честно говоря, очень устаю.
Я написал в своей жизни столько песен, что дай Бог тем, кто сегодня работает, написать хотя бы половину. И еще чтобы эти песни оставались популярными в течение 20, 30 лет… Между прочим, через два года у меня юбилей – 50 лет на эстраде.
– Кстати, говорят, вы недавно новую студию оборудовали. Тоже ведь радость?
– Да, студию делал для себя. Как обычно, переборщил. Так много оборудования, что еще не всё смонтировали, не всё освоили. Зато могу с гордостью сказать, что сделал одну из лучших звукозаписывающих студий в стране. Конечно, я мог бы записывать все на «кухне» на компьютере, как в основном и делают. Но я же все-таки профессионал. Захожу в собственную студию – и душа расцветает. Какой кайф, думаю, вот бы нам это лет 30 назад. Что бы мы натворили!
– А то первый альбом пришлось в Югославии записывать.
– В ту пору на всю страну была одна фирма – «Мелодия». Но поскольку членом Союза композиторов я тогда не был, то и альбома выпустить не мог. Миньончики миллионными тиражами издавались, а альбом – нет. Так и возникла Югославия.
– Был в вашей жизни такой период, когда вы собрались уехать за границу, но в последний момент передумали. Считаете, поступили правильно?
– Не могу сказать, что правильно. Может быть, даже и неправильно. Неизвестно, как сложилась бы судьба… Меня остановили мои родители. Я не захотел их в последний момент бросать. Они уже были достаточно пожилые.
– В 2008 году вы потеряли маму, пару месяцев назад – Вячеслава Бейлина, который был вашим администратором на протяжении 30 лет. Остались близкие люди, которым доверяете?
– Это очень сильные потери для меня лично… Кому доверяю? Если только из старой гвардии кто-то. В моем возрасте новых друзей не заводят. Успел кого-то приобрести – радуешься. Не успел – теперь уже вряд ли получится.
Жизнь сегодня такая многогранная, интересная и… опасная. Выезжаешь в город, как на войну. Невозможно ездить по дорогам! Одно хамство кругом! В Германии, Италии, Австрии садишься за руль и получаешь удовольствие. В России же едешь и не знаешь, что с тобой произойдет. Кто тебя помнет, подрежет, выскочит навстречу? Может случиться все что угодно.
– Это же ваша строчка: «Поверь в мечту, как в доброту людей…» Совсем в людях разуверились?
– Доброта людей сегодня раздавлена злобой и ненавистью. Встретить ее – редчайшая удача. Правда, то несчастье, которое произошло в Крымске, показало, что не все еще потеряно. Есть люди, которые сильно переживают за других, помогают им. Хотелось бы, чтобы таких людей было больше.
Хит-лист
«Аэропорт», «Несет меня течение», «Гляжусь в тебя, как в зеркало», «От печали до радости», «Анастасия», «Золотая лестница», «Я вспоминаю», «20 лет спустя», «Крыша дома твоего», «Вот как бывает», «Не говорите мне прощай», «Берегите женщин», «На улице Каштановой», «На высоком берегу», «О тебе и обо мне» и др.