Газ на халяву: как заработать на изношенных трубах

В Тверской области с начала холодов жители жалуются на выстуженные квартиры. Им объяснили: это газовики «перекрыли вентиль»… «Собеседник» попытался разобраться в ситуации

В Тверской области с начала холодов жители жалуются на выстуженные квартиры. Им объяснили: это газовики «перекрыли вентиль»… «Собеседник» попытался разобраться в ситуации.

Кто дает тепло?

Нельзя сказать, чтобы дома в Твери стояли совсем стылые – в квартирах от 15 до 18 градусов тепла. Но каждому человеку, который исправно платит за отопление, хочется дома комфорта, а не угрозы заболеть.

А вот про «перекрытие вентиля» – правда: 26 декабря «Газпром межрегионгаз Тверь» (РГК) ограничил подачу газа на местные ТЭЦ. Но не на все, а лишь на те, что входят в ОАО «Тверские коммунальные системы» (ТКС). И не полностью, а лишь наполовину. То есть газа для подачи тепла в квартиры хватало, а вот для производства электричества (которое ТКС продают на российском рынке) – нет.

– Это была крайняя мера, – признался гендиректор РГК Владимир Лемешко. – ОАО «ТКС» должно нам порядка 1,5 млрд рублей за поставки газа. Это, между прочим, десятая часть всех неплатежей в России по газу. И мы уже третий год стараемся мирно решить проблему – пытаемся договориться, привлекаем правительство (как области, так и страны), обращаемся в суды… Но безрезультатно: долг только растет.

Схема, по которой тепло приходит в каждую квартиру, такова. Главных «игроков» обычно трое: газовики (например РГК); фирмы, которые вырабатывают тепло (ОАО «ТКС»), и потребители (управляющие компании, ТСЖ и пр.). Естественно, тот, кто вырабатывает тепло, тот и получает деньги от потребителей. Если ТКС не хватает газа, они должны купить и сжигать мазут, уголь или торф. Это называется альтернативным топливом, запас которого должен быть всегда.

Проблема в том, что свои долги по газу фирма обсуждает уже третий год, а вот мазут и торф вынуждена оплачивать заранее. Что накладно. Проще перевести гнев обделенных теплом жителей (а также поликлиник, детсадов и школ) на газовиков.

Аргументы сторон

Гендиректор ОАО «ТКС» Павел Хохлов объясняет ситуацию так: тариф занижен, хозяйство изношено, потребители не платят, фирма, как может, с долгами рассчитывается, вносит  предложения, как решить проблему, а газовики на уступки не идут.

– А почему тогда за все это время ТКС ни разу не выходили в правительство области с обоснованием повышения тарифа? – парирует зам. гендиректора РГК Владимир Плешаков.

– ТКС должны не только нам – всем, с кем имеют дело, – добавляет гендиректор РГК Владимир Лемешко. – А что касается их выплат… Долг управляющих компаний перед ТКС – порядка 600 млн рублей. Значит, остальное – долг самих ТКС. Как он образовался, если они платят? Кроме того, мы ведь не первый день пытаемся разрешить ситуацию. Было даже заключено соглашение, по которому правительство области погашает часть долгов и контролирует их платежи. Правительство свое обещание выполнило, а теплосети – нет. А в декабре наша проблема обсуждалась уже на межведомственной комиссии в Минрегионе РФ. Министр вынес ряд рекомендаций, и ни одна из них не выполнена.

Лемешко показывает диаграмму платежей:

– Тут три графика, начиная с 2008 года. И видно: самые дисциплинированные – жители: линия их платежей как шла практически без долгов, так и продолжает идти до сих пор. А вот всплеск неплатежей – он начался с января
2010-го. За ТКС тут же «подтянулись» другие – в районах, видимо, поняли: раз ТКС не наказывают, то и они могут себе позволить воровать газ.

Хитрые схемы

Что же случилось с ТКС в январе 2010-го? Ничего особенного. Просто ОАО – не самостоятельная фирма, а «дочка» такой сильной структуры, как ТГК-2. Раньше газовики работали с ТГК-2, и ни о каком долге не было речи. А к 2010 году владельцы ТГК-2 вдруг решили сдать свои тверские ТЭЦ в аренду «дочке». Соответственно и договор РГК вынуждена была заключить уже с ТКС. К слову, вскоре материнская компания и вовсе перерегистрировала «дочку» в Ярославле. Словно готовилась к возможным судам...

Кстати, об аренде. Теперь только за сдачу «дочке» в аренду производственного имущества ТГК-2 получает в Твери более 200 млн в год. Между тем аренда входит в тариф, она в этой сфере фиксированная. Сегодня реальная сумма превышает установленную в два раза. Вот так: появился арендатор, предложил более высокую ставку – выиграл хозяин, проиграл потребитель. А новая фирма плачет о «заниженных» тарифах…

Зачем же надо было менять отработанную схему и вводить на рынок компанию, которая не может отвечать по своим обязательствам?

Судя по развитию событий, возможно, как раз для того, чтобы даром получать газ, выводя деньги на другие цели.
Дело в том, что все наше законодательство устроено таким образом, чтобы оградить социально значимые объекты. В итоге процветают недобросовестные фирмы, а честные поставщики оказываются бесправными.

Так, газовики обязаны заключать договор с тем, кто по документам производит тепло. И неважно, достойная это фирма или нет, чем обеспечены ее обязательства. Самостоятельно расторгнуть договор с тем, кто задолжал и не собирается платить, они тоже не могут.

В отношении поставщиков такого важного товара, как газ, не работают даже те нормы, которые есть. Например, любая фирма может прекратить поставки товара, если ей за него не платят три месяца. А газовики не могут наглухо «закрыть вентиль» социально значимым потребителям (только немного ограничить подачу газа, да и то в реальности это выглядит как их предписание недобросовестному контрагенту выбирать меньше объема, которое агент может и проигнорировать).
Не случайно сегодня все попытки РГК получить право напрямую заключить договор с «мамой» – ТГК-2 (чтобы иметь гарантию платежей) остаются гласом вопиющего в пустыне.

Отсюда – разгадка странной на первый взгляд позиции прокуратуры: она требует в судах (и те поддерживают) защитить интересы «неопределенного круга лиц» и не допустить ограничения поставок газа. Хотя чего уж проще – выделить тех, кто платит. Только зачем? Это же обычных людей можно из квартир выселять, когда они полгода не оплачивали услуги ЖКХ, а схватить за руку фирму с миллиардным трехлетним долгом – слишком хлопотно.

Хозяин

ТГК-2 – крупная компания, куда входят генерирующие предприятия 6 регионов России (Архангельской, Вологодской, Костромской, Новгородской, Тверской и Ярославской областей) – 16 ТЭЦ, 13 котельных, 5 предприятий теплосетей и т.д.
Весной 2008 года 43% акций ТГК-2 приобрело ООО «Корес Инвест» (входит в группу компаний «Синтез» Леонида Лебедева, сенатора от Чувашии). А уже в декабре ТГК-2 внесено в «кризисный» список предприятий, которым государство обещало помощь. Однако акционерам все же пришлось резко сократить расходы. Не исключено, что схема, которая стала отрабатываться в Твери с 2010 года, возникла именно из-за этих проблем (хотя в других регионах ТГК-2 пока так себя не ведет – возможно, просто пока пробует на Твери выгодную для себя стратегию?).

Так или иначе, Леонид Лебедев в курсе происходящего. Он даже прислал поставщику газа письмо, где рассказал, что в ТКС провели внутреннее расследование, которое выявило причину бед: изношенное оборудование, большие потери при производстве, массовые неплатежи… В общем, ничего нового.

Интересно, неужели, когда г-н сенатор покупал ТГК-2, он не изучал состояние имущества? Или не предполагал вкладывать деньги в модернизацию теплосетей? Тогда зачем приобретал?

Кстати, в Тверской области ТГК-2 представлена не только ОАО «ТКС», но и ООО «Тверьтепло», ООО «Бежецкая промышленная котельная», ООО «Вышневолоцкая ТЭЦ», ООО «Конаковская водогрейная котельная»... У всех есть долги (и они растут), у всех – имущество в аренде. То есть сегодня есть все признаки того, что эти фирмы могут быть «пропущены» по той же схеме, что и ТКС – реорганизованы и в конечном счете признаны банкротами (в частности, буквально во время подписания номера ТГК-2 избавилась от двух последних фирм). Что это – неудачное хозяйствование или четко продуманный план?

Между тем Леонид Лебедев в СовФеде – член комитета по экономической политике. Если все члены комитета придерживаются той же стратегии обращения с собственностью, имеющей социальную значимость, понятно, почему у нас законодательство так тщательно защищает владельцев фирм, которые ведут себя на рынке, как хищники.

Леонид Лебедев

В рейтинге российских миллиардеров журнала «Финанс» Лебедев с 330-го места в 2009 г. (состояние оценивалось в 0,07 млрд $) поднялся в 2010-м на 58-е место (1,4 млрд $), а в 2011-м – на 53-е (2,2 млрд $).

Черный список

Похожие схемы – не тверское изобретение. Они уже апробированы коммунальщиками Тульской, Владимирской, Брянской областей.

Потери региона

Долги ТКС сорвали программу газификации области. Газпром вкладывается в зависимости от уровня оплаты газа. Так, в 2007 г. Газпром вложил в регион 767 млн руб., а в 2011-м – всего 10 млн.

Тверская область в рейтинге подготовки регионов к отопительному сезону 2011/2012 года заняла 82-е место из возможных 83.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика