Написали Путину и попали. Репортаж "Собеседника" из засуженной за жалобу деревни

Как живут жители Сычевки, проигравшие суд чиновнику за жалобы Владимиру Путину, узнал из первых рук Sobesednik.ru

Фото: Глава района Евгений Орлов выиграл суд против «жалобщиков» // Ольга Кузнецова

Как живут жители Сычевки, проигравшие суд чиновнику за жалобы Владимиру Путину, узнал из первых рук Sobesednik.ru.

Жители Смоленской области пожаловались президенту Путину на главу района, а тот в ответ пожаловался на них в суд. И выиграл дело. Почему, выясняла корреспондент Sobesednik.ru, отправившись на место.

Сычевские «жалобщики»

Город Сычевка, что в 200 километрах от Смоленска, среди местных считается большой деревней – всего 7 тысяч жителей. Но случившийся там правовой прецедент, вероятно, сделает Сычевку знаменитой. Глава Сычевского района Евгений Орлов подал в суд на группу местных жителей, которые пожаловались на него Владимиру Путину. Суд обязал «жалобщиков» опровергнуть негативную информацию о главе, а инициатору обращения, пенсионерке Ольге Васильевой, придется выплатить 5 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда.

Собственно, сейчас Ольга Васильева – единственная из сычевцев, кто согласен говорить о жалобе открыто. Остальные тоже соглашаются, но без имен и с объяснениями, что им «в этом городе еще жить, а на руках дети». Васильевой же терять нечего, потому что, как она говорит, «пенсию не отнимешь».

Вдова и мать-одиночка Васильева признается, что история ее сложных отношений с властью началась еще в 2009 году, когда она попросила чиновников заменить мост, соединяющий Сычевку с селом Мальцево. На старом деревянном мостике элементарно нет перил, вместо них – проволока, за которую нужно держаться рукой, да и та только с одной стороны. Каждый день по мосту проходят десятки людей, и были случаи, когда они падали в речку.

– Мне тогда отказали, – рассказывает Васильева. – Я работала уборщицей в администрации, вышла на работу из декретного отпуска. Стали меня выживать – попытались навесить другие обязанности, ставку сократили и взяли вместо меня другого человека.

Вообще главное сычевское предприятие – это психиатрическая больница. Но Васильевой, зоотехнику по образованию, места там не нашлось. Электродный завод, льнокомбинат, молокозавод, совхозы и многие другие предприятия к тому моменту уже закрылись.

Безработица – не единственное, о чем писали президенту сычевские «жалобщики». Другая местная боль – дороги. В Сычевке шутят: «Была война, а мы и не заметили». Даже площадь у здания администрации в огромных воронках, и вокруг не лучше. Еще одна горячая тема в Сычевке – капремонт.

– В наш дом было вбухано 1,5 миллиона рублей – смету нам не показывали, но так я слышал, – рассказывает Николай Антоненко, житель дома по улице Большой Советской. Он тоже пенсионер и потому, вероятно, имени не скрывает. – А увели с нашего дома 673 тысячи рублей – это я читал в местной газете.

Уголовное дело по той истории возбудили, но закрыли, не найдя виновных.

[:image:]

Пятерых не опознали

Про все это – дороги, безработицу, «коммуналку», отток населения в города и прочие местные беды – Ольга Васильева рассказала президенту Путину в письме в декабре 2015 года, после назначения на второй срок главой Сычевского района Евгения Орлова. Кроме того, в обращении были подробности о личности прежнего-нового главы, в частности, о том, что тот «славится личностными оскорблениями, угрозами и шантажом» и «занимается местью тем людям, которые осмеливаются иметь свое мнение».

Приводились конкретные примеры. Бывшая соцработница Лариса Склизкова пожаловалась депутату Госдумы от Смоленской области Алексею Казакову на то, что местные чиновники заставляют жителей села Бурцево скидываться на насос, после чего была уволена с работы. Предпринимателя Кушелеву, которая критиковала местную власть, «замучили проверки и штрафы».

Что до просьб, то они были абстрактные: Васильева просила «помочь и пресечь нарушения основного закона страны». Хотя на словах пенсионерка не скрывает, что хочет «нормального хорошего руководителя», под руководством которого Сычевка наконец зацветет.

Васильева обошла с письмом соседей и знакомых, чтобы те подписались. Потом, опять же с помощью знакомых, его отсканировали и отправили по электронной почте в администрацию президента. Что с ним было дальше, сычевцы не знают, как не знают и о том, каким образом оно попало в руки главе района. Но в апреле подписанты получили повестки в суд.

Кстати, не все: под письмом стояло 13 фамилий и инициалов, но пятерых «жалобщиков» юристы истца идентифицировать не смогли. В итоге перед судом предстали только восемь. Ольга Васильева просила других земляков поддержать их и прийти в суд, но никто не откликнулся.

«Почему я должен это проглотить?»

Подписантов разгромили за два судебных заседания. У них, кстати, профессиональных защитников не было: во-первых, оказались не по карману, а во-вторых, никто из ответчиков не сомневался, что суд встанет на их сторону. Однако доказать, что Орлов кого-то оскорблял, они не смогли, что Склизкову уволили с подачи властей – тоже.

– Юрист Орлова требовала взыскать с каждого по 30 тысяч рублей, – рассказывает Ольга Васильева. – Люди испугались, когда такую сумму в иске увидели. На суде многие говорили, что подписали письмо по ошибке, прочитали без очков, не знали, что подписывают.

[:image:]

В итоге суд удовлетворил требования главы и присудил 5 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда, которые должна выплатить пенсионерка Васильева. Она, конечно, расстроилась и собирается обжаловать решение. Истца же оно вполне устроило.

– Я кого оскорблял, унижал?! – горячится Евгений Орлов. – Почему я должен такие слова в свой адрес проглотить?! А как же мои честь и достоинство? Каково моим детям, когда про их отца такое говорят? (У главы две взрослые дочери. – Авт.) Мне не все равно – я лицо публичное, и моим детям тоже. Они же, эта Васильева, постоянно обо мне пишут! В газете смоленской написали (до обращения к президенту было еще письмо губернатору, которое опубликовала одна из смоленских газет. – Авт.), и тот иск я тоже выиграл. Да если бы я что где нарушил, тут бы давно прокуратура была!

Кстати, точка в этой истории еще не поставлена. Во-первых, Ольга Васильева собирается обжаловать приговор районного суда. Во-вторых, сычевским инцидентом заинтересовались депутаты аж трех партий Госдумы, и Сычевку ждут проверки.

Между тем суд в Сычевке станет, вероятно, «другим наукой». Если раньше президенту писали как в последнюю инстанцию – с надеждой, а не со страхом, – то эта история, как и несколько других, случившихся в последние месяцы в разных уголках страны, заставит россиян задуматься, стоит ли искать заступничества на самом верху – не будет ли еще хуже.

/Компетентно

С юридической точки зрения сычевский прецедент комментирует адвокат Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Игорь Симонов:

– Понятно, что у людей накипело. Но, утверждая что-то, нужно располагать доказательствами. Они могли бы написать письмо в правоохранительные органы, и тогда их нельзя было бы обвинить, потому что обратиться за защитой в прокуратуру, полицию и т.д. – их право. Письмо президенту имеет привкус публичности, когда пытаются привлечь внимание общественности. В данном случае я бы строил защиту на том, что письмо президенту было написано не с целью распространить сведения, не соответствующие действительности, а защитить свои права и привлекать за это к ответственности нельзя. Поскольку решение еще будет обжаловаться, думаю, результат по нему может быть другим.

[:wsame:][:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика