Как и где на самом деле умер главный разведчик России

Sobesednik.ru попытался разобраться в причинах и обстоятельствах смерти главного разведчика России Игоря Сергуна.

Фото: Игорь Сергун // mil.ru / Минобороны

Sobesednik.ru попытался разобраться в причинах и обстоятельствах смерти главного разведчика России Игоря Сергуна.

В новогодние праздники на 59-м году жизни скончался генерал-полковник Игорь Сергун – начальник ГРУ и заместитель начальника Генштаба Вооруженных сил России. Как выяснил Sobesednik.ru, не только жизнь, но и смерть главы военной разведки оказалась окутана государственной тайной.

Ливанская версия

О кончине Игоря Сергуна впервые официально сообщил Владимир Путин, отправив телеграмму с соболезнованиями родным – ее опубликовали на сайте Кремля днем 4 января. А поздно вечером 5 января американская частная разведывательная компания Stratfor – это что-то вроде «теневого ЦРУ», – пользующаяся огромным авторитетом, выдала сенсацию (цитируем дословно): «Российское правительство сказало, что у него (Сергуна. – Ред.) был сердечный приступ в Москве 4 января, но источник Stratfor слышал сообщение, что он умер в Новый год в Ливане».

Эту новость тут же подхватили и разнесли СМИ всего мира, в том числе наши, пропустив следующую фразу: «Если сообщение о его смерти в Ливане правда, это вызывает вопросы...» И дело даже не в том, что у Stratfor, получается, бабка на­двое сказала (с таким вывертом и анонимным источником можно было предположить любую другую страну и причину), а в том, что... никаких данных о смерти главы нашей военной разведки в Москве от остановки сердца никогда не было.

Sobesednik.ru, побеседовав со своими источниками в Минобороны, провел целое расследование и выяснил удивительные вещи.

Прежде всего правительство РФ никогда не публиковало то, о чем пишут американцы. Официальное известие о кончине Сергуна есть только на сайте Кремля, но Путин в своей телеграмме не пишет ни о дате, ни о месте, ни о причине смерти разведчика. А ведь за 2,5 часа до сенсации Stratfor на сайте Мин­обороны (а именно его структурной частью является ГРУ) появился официальный некролог, где сказано, что Сергун ушел из жизни 3 января (а не 4 января, как выдал за российскую версию Stratfor). Причины и место смерти в нем также оказались скрыты. Но было поздно: СМИ уже растиражировали предположение «теневого ЦРУ», взятое из непонятного источника.

Так где и как разведчик умер на самом деле?

Sobesednik.ru попробовал выяснить и это.

Подмосковная версия

Многие наши СМИ с подачи американцев написали, что Сергун скончался в подмосковном доме отдыха ФСБ «Москвич» не то после обширного инфаркта, не то от пере­утомления. Эти причину и место даже записали на его страницу в «Википедии».

Откуда это все взялось? Ни от Кремля, ни от Минобороны не было таких сообщений, а кто еще может достоверно знать, где скончался их главный разведчик? Тем не менее мы проверили и эту версию, дозвонившись в «Курортный магазин» – именно эта компания продает путевки в «Москвич».

Продавец-консультант Владимир Литовченко рассказал нам, что санаторий этот открыт для всех желающих: путевку сюда может купить кто угодно, без всяких проверок. Стандартный номер обойдется в 1780 рублей, полулюкс – в 1880, за люкс берут 2300 с человека. В стоимость входят все удовольствия – питание, бассейн, качалка... Фээсбэшникам проживание обходится еще дешевле.

[:image:]

– Очень странно было бы предположить, что покойный Игорь Сергун мог отдыхать в «Москвиче»: во-первых, у нас проходной двор – территория общая для всех, во-вторых, это же база ФСБ, а ГРУ им вроде как конкурент, – недоумевает Литовченко. – У Минобороны есть своя база в Подмосковье – в поселке Архангельское. И насколько я знаю, Шойгу лично запретил продавать коммерческие путевки туда, где отдыхают его люди. Да и поверьте, если бы у нас в «Москвиче» кто-то умер, даже такой засекреченный человек, я бы знал. Никаких происшествий в новогодние дни не было.

/Версия спецслужб

Собственные источники Sobesednik.ru в Минобороны неофициально признались: место и причина смерти Сергуна (как и дата и место похорон) относятся к государственной тайне и опубликованию в обозримом будущем не подлежат потому, что «так надо». А также рассказали еще кое-что: на самом деле и ГРУ никакого уже... нет. Его несколько лет назад еще Сердюков по-тихому переименовал в ГУ – Главное управление Генштаба ВС РФ. Вот, а разведчики в Stratfor этого и не знали и везде называют ведомство по старинке...

Однако мы, несмотря на такой прокол американской разведки, решили до конца проверить их догадку про Ливан. Что Сергун мог там теоретически забыть? Может, просто отдыхал?

– Да он фактически и не являлся человеком спецслужб, – огорошил Sobesednik.ru генерал-майор в отставке Валерий Малеванный, доктор исторических наук, вице-президент ассоциации ветеранов спецслужб «Беркут», писатель и историк спецслужб. – Он был в структуре ГРУ всего 10 лет. Это несолидный срок для спецслужбы.

– А сколько нужно работать, чтобы стать человеком спецслужб?

– Всю жизнь. Вот в октябре прошлого года президент России наградил полковника Алексея Козлова в честь 80-летия званием Героя России. Он в нелегальной разведке ГРУ отработал 50 лет за границей. Только в 70 лет его рассекретили. Этот человек раскрыл атомную бомбу в ЮАР. И таких примеров много.

– Зато Сергун помог присоединить Крым к России...

– Это заслуга не его, а всего ГРУ. Здесь фактически работали четыре службы: СВР (служба внешней разведки), контрразведка ФСБ («вежливые люди»), спецназы ФСБ («Беркут», «Альфа») и военная разведка (ГРУ).

[:image:]

– А его личная роль в этом? Он сам стал Героем России?

– А кто его знает? За такие заслуги награждают секретными указами. И это уходит в архив. Никогда не узнаешь, что там человек совершил. Рассекречивают обычно через 25 лет, иногда через 50–75 лет, а есть совершенно секретные, которые хранятся 100 лет. ГРУ – это наиболее засекреченная структура. Даже официальных должностей в военной разведке не бывает. Простого разведчика готовят 5 лет, а нелегального – десять. Подготовка одного легального разведчика стоит сегодня 5 миллионов долларов, а нелегального – 10 миллионов.

– В эту сумму входит и отдых в Ливане?

– Я отношусь к сообщению Stratfor настороженно, тем более что эту информацию повторили израильские СМИ. Мы это отрицаем. В Ливане нет нашего штаба, в отличие от Сирии и Ирака. В то, что он там отдыхал, я тоже не верю. Во время праздников все начальники всех спецслужб, включая президентские, сидят на своих местах и руководят с них. Это могут быть Сочи, Красная Поляна и так далее. Расслабляться в Ливане они могут только на пенсии.

– А от остановки сердца, как пишут некоторые, он мог умереть? Разве у главного разведчика здоровье не должно быть отменным?

– Конечно, сердце может отказать в любой момент. Ему было 58 лет, напряженная работа. У личного охранника Сталина, который подчинялся только ему, было три инфаркта, а от четвертого он умер. Конечно, Сергун был прикреплен к специальным врачам. У нас порядка 10 тысяч агентов, которые дают хорошую и плохую информацию. Возможно, пришла плохая информация, и сердце не выдержало. Спецоперации тоже могут повлиять.

– А правда, что ГРУ все время конкурирует с ФСБ? И как это влияет на расклад сил перед выборами президента в 2018 году?

– Сергун был человеком Путина. ФСБ – люди Путина. ГРУ подчиняется Генштабу, в котором начальник и министр обороны – люди Путина. Какая тут война, если это все люди Путина?

– Кто, по вашему мнению, будет следующим главой ГРУ?

– Есть 15–20 генералов, которые метят на эту должность. Путин может назначить кого-то из Генштаба, из ФСБ. Этого никто не знает. Все фамилии засекречены. Единственное, что можно сказать, это будет человек званием не ниже генерал-майора.

/Прямая речь

– Знал Игоря Сергуна несколько лет, мы же работали в одной структуре, – говорит Михаил Викторович Чекмасов, контр-адмирал запаса, сотрудник Министерства обороны. – Это очень хороший человек – все, что могу про него вам сказать. Об остальном у нас говорить не принято – это непрофессионально и нетактично.

[:wsame:][:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика