Новости дня

17 января, среда













































"Если трагедия в Египте – теракт, мы не сможем это скрыть"


31 октября в Египте потерпел крушение российский самолёт Airbus A321 компании «Когалымавиа» // Валя Егоршин / Russian Look

Можно ли, отвечая на вопрос «Почему упал самолет в Египте», говорить о теракте? И почему это почти не обсуждается?

Как ранее сообщал Sobesednik.ru, 31 октября в Египте потерпел крушение российский самолёт компании «Когалымавиа». На борту находились 224 человека — семеро членов экипажа и 217 пассажиров, среди которых 21 ребёнок. Все погибли.

Почетный президент Международного авиационно-космического салона, летчик-испытатель Магомед Толбоев 31 октября сразу же заявил о том, что крушение авиалайнера Airbus A321 может являться терактом: «Учитывая ситуацию на Ближнем Востоке, близость Египта к центру событий в Сирии и неоднократные угрозы радикальных исламистов, нельзя отрицать версию, по которой самолет был подвержен воздействию террористических сил».

Группировка ИГ взяла на себя ответственность за крушение самолёта / Global Look Press

Угрозы радикальных исламистов

31 октября представители ИГИЛ (запрещённая на территории РФ организация) заявили, что именно их группировка ответственна за крушение авиалайнера. 4 ноября зарубежные СМИ, как писал Sobesednik.ru, сообщили, что авиакатастрофу действительно устроили боевики ИГИЛ — такие выводы были сделаны из перехвата телефонных разговоров между организаторами терактов.

При этом Пентагон, на источники которого ссылается пресса, никаких официальных комментариев по этому поводу не даёт. Информацию о том, что 3 ноября американский инфракрасный спутник зафиксировал тепловую вспышку над Синайским полуостровом, ведомство также оставило без комментариев.

Хотя тогда СМИ сообщали, что специалисты, которые изучали вспышку, отметили: одной из причин авиакатастрофы может быть взрыв в топливном баке или двигателе, но при этом также не исключается вариант детонации бомбы.

Важно отметить, что увиденная вспышка, по данным чиновника Минобороны США, цитируемого на условиях анонимности в СМИ, исключает факт того, что авиакатастрофа произошла из-за попадания в самолет запущенной с земли ракеты, тем самым подтверждая заявления египетских властей: в случае удара ЗРК был бы зафиксирован тепловой след от запуска ракеты.

Бомба в самолёте

Бомба могла находится в самом самолёте или же быть подложена в чемодан одного из пассажиров, либо её вообще «подсунули» в последний момент в багажный отсек, ведь аэропорты Египта не славятся своей безопасностью. Для того, чтобы пройти на посадку, достаточно пройти всего лишь одну рамку металлоискателя, сдать багаж, зарегистрировать на рейс и пройти таможенный контроль, который как таковым контролем не является — там просто проверяют паспорт и забирают анкету.

Кроме того, в аэропорту египтяне предлагают пройти все процедуры регистрации и сдачи багажа быстро и без очереди за деньги: они сами заполнят за вас анкеты, сдадут ваш багаж и без очереди проведут на регистрацию. О какой безопасности тут может идти речь?

Поэтому исключать вариант того, что кто-то мог подложить бомбу, мы не можем. Об этом свидетельствуют и слова экспертов, которых ранее опросил Sobesednik.ru. Опытный пилот, который попросил не называть его имя, заявил, что не верит в версию о простой поломке двигателя:

— Я не верю, что опытный пилот не смог посадить самолёт. Даже с поломкой двигателя можно посадить самолёт. Поэтому я считаю, что это мог быть теракт.

— По характеру очень быстрого падения скорости самолёта похоже, что это взрыв, — объяснил другой эксперт, слова о теракте которого вырезали из эфира российского телеканала (он также попросил не называть его имя). — Был хлопок. По информации Flightradar24, лайнер за две минуты потерял скорость с 570 до 170 километров в час. За эти две минуты произошёл взрыв. Была потеряна аэродинамика. Она теряется только при взрыве.

Фотографии обломков авиалайнера

Интернет-пользователи активно обсуждают фотографии обломков Airbus A321. На них видны пробоины в фюзеляже с вывернутыми наружу краями. Пользователи предполагают, что эти отверстия — дыры от поражающих элементов взрывного устройства.

Отметим, что источники в следствии сообщают, что следов взрывчатых веществ на обломках лайнера и телах погибших не обнаружено. Однако 4 ноября ИГИЛ вновь взял на себя ответственность за крушение российского самолета: о том, как боевики совершили теракт, они обещают рассказать «как только захотят».

Официальные власти отрицают версию о том, что самолёт рухнул из-за теракта / Global Look Press

Независимый депутат Госдумы Дмитрий Гудков объяснил Sobesednik.ru, почему, несмотря на очевидные факты, официальные стороны отвергают даже саму версию о террористическом акте:

— Не хотел бы спекулировать, хотя лично я верю больше в версию теракта. Её не признают, потому что это не выгодно ни властям Египта, ни России. В случае с Россией это отразится на российской власти и нашей операции в Сирии. В случае Египта это повлияет на туристический сезон в любом случае, потому что многие туристы уже сдают билеты.

Например, я любил ездить в Египет и на сёрфинге кататься, поскольку там дёшево и комфортные условия. Я уже не поехал. Правда, я поехал не из-за авиакатастрофы, но я предполагал, что что-то подобное может произойти. Поэтому властям это не выгодно.

Но я думаю, что здесь и скрыть причины не получится, потому что здесь заинтересованы не только родственники, но и международная общественность, ведь дело проходит в международной юрисдикции. В этом ещё крайне заинтересована компания Airbus, которая, естественно, несёт коммерческие и репутационные издержки, если это будет просто взрыв двигателя. Airbus конкурирует с Boeing, поэтому они будут делать всё возможное, чтобы найти реальные причины катастрофы.

Поэтому если это теракт, скрыть это будет невозможно.

— Как вы думаете, есть ли сейчас сговор сторон, которые участвуют в расследовании?

— Вряд ли. Мне кажется, это невозможно. Какой может быть сговор?

— Например, сначала появилась информация от нашего министра транспорта, что «чёрные ящики» незначительно повреждены. Вчера заявили, что один из них сильно повреждён.

— Предлагаю не обращать внимания на какие-то вбросы. Это как с делом Немцова: то работали камеры, то не работали. Будут использованы информационные технологии, чтобы всех запутать. Будут вбрасывать как можно больше версий, чтобы люди вообще запутались и перестали всем верить. Это будет сделано. Но реальные причины трагедии скрыть невозможно. Они будут обнародованы по требованиям международных организаций. И Египет это скрыть не сможет. Одно дело, когда на Донбассе упал Boeing, — это, скорее, больше российская юрисдикция. Тут можно было замять, но и то не получилось, ведь мы знаем, какой был доклад по Boeing.

31 октября в Египте потерпел крушение российский самолёт Airbus A321 компании «Когалымавиа» / Валя Егоршин / Russian Look

Что касается [ситуации] здесь, тут была серьёзная коммерческая история, за ней стоит крупная компания с сотнями миллиардов долларов оборота. Поэтому не будет возможности замять следы. Включить пропаганду и объяснить россиянам, что это враньё, не теракт? Ну, можно. Но здесь ещё родственники есть, проживающие в Питере. Это приведёт к серьезным протестам. Ведь родственников обмануть невозможно. Они точно будут слушать разные аргументы и версии, их никакая пропаганда не сможет взять.

— Что будет для России означать вывод, что катастрофа — теракт?

— Это реально будет означать, что это плата за операцию в Сирии.

— Месть ИГИЛ?

— Конечно. Это конкретно будет означать, что по вине тех, кто дал добро на применение силы и проведение операции в Сирии, произошла гибель людей. Честно говоря, не помню, какие ещё были авиакатастрофы, кроме Boeing в Донбассе и этой, которые серьёзный резонанс создали бы.

То есть реальная трагедия. Много там было очень людей, которые даже не знакомые, но знакомые знакомых. Оксана Дмитриева написала, что погиб сын одного из руководителей ВШЭ Питера, где я когда-то был. Погиб заместитель главы Пскова... Я думаю, что это серьёзная проблема может быть в случае подтверждения теракта.

/

— Если версия о теракте подтвердится, Россию ждут и другие нападения ИГИЛ?

— В любом случае. Это было понятно с самого начала — вне зависимости от того, был теракт или не было. Как только мы начали бомбить Сирию, все террористические риски и угрозы выросли многократно. И я не уверен, что наши спецслужбы способны нас защитить, иначе не было теракта в Волгограде...

[21 октября, 29 и 30 декабря 2013 года там произошли взрывы — в автобусе, на вокзале и в троллейбусе; погиб в общей сложности 41 человек, ранены были 107. — прим. ред.]

***

Другие подробности загадочного ЧП можно прочитать на странице Авиакатастрофа в Египте.

поделиться:





Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания