Цветы зла. К 1 сентября Россия останется без букетов?

Sobesednik.ru разобрался, что ждет россиян после запрета роз из Нидерландов и как устроен цветочный бизнес в России

Фото: С голландских аукционов каждый день продают почти 20 миллионов живых растений // Russian Look

Sobesednik.ru разобрался, что ждет россиян после запрета роз из Нидерландов и как устроен цветочный бизнес в России.

Запрет на ввоз голландской цветочной продукции может оставить одних россиян без доступных роз и тюльпанов, а других – без средств к существованию. «Собеседник» разбирался, действительно ли свет клином сошелся на Нидерландах и как устроен в нашей стране цветочный бизнес.

Наше голландское всё

Практически все цветы, которые вы покупаете в цветочном магазине, салоне или киоске к 8 марта, 14 февраля, 1 сентября, по любому семейному поводу или без него, приехали из Нидерландов. Так сложилось, потому что именно там находится крупнейший в мире аукцион FloraHolland. Это самая старая (работает уже больше сотни лет) и престижная цветочная биржа в мире, благодаря которой Нидерланды фактически правят бал на международном рынке живых растений.

Аукцион работает в нескольких городах страны, самый знаменитый – в Алсмеере. Он представляет собой огромные ангары, куда постоянно прибывают свежие цветы – около 75 процентов того, что выращивается на продажу по всему миру. Ровно в 7 утра сразу в нескольких аукционных залах начинаются торги.

[:wsame:]

За несколько часов на цветочной бирже в Алсмеере продают, упаковывают, отгружают и развозят – куда фурами, а куда самолетами – почти 20 миллионов живых растений. Больше всего – в Германию, Великобританию и США. Россия по части цветопотребления лишь на 8-м месте, но для российского цветочного бизнеса голландский аукцион – почти что «наше всё».

– В целом российский цветочный прилавок выглядит следующим образом: около 10–15 процентов – это отечественный цветок. У нас растят розы, герберы, лилии, хризантемы и тюльпаны, – рассказывает Талия Ахметова, сотрудник международной службы доставки цветов «Флорист.ру». – Около 40 процентов – поставки из Эквадора, Колумбии и Кении. В основном это розы. Еще 40 процентов – Европа: французские элитные сорта тюльпанов и роз и чисто голландские тюльпаны, нарциссы, гиацинты, фрезии, розы, гортензии, летние сезонные цветы, вся экзотика. Оставшиеся 10–15 процентов – это другие страны-производители: например, Израиль, Турция и пр.

[:wsame:]

Вроде бы 40 процентов – невеликая цифра. Однако когда говорят «цветы из Нидерландов», имеют в виду не только выращенные на голландских полях тюльпаны и розы, но и купленную там срезку из третьих стран. Большая часть тех же эквадорских роз или израильских гербер едет к нам не напрямую, а через аукционы FloraHolland. Россельхознадзор, анонсируя возможный запрет на голландские цветы, пообещал не трогать те, что следуют через ЕС транзитом, однако посоветовал производителям прокладывать «цветочные пути» напрямую, минуя голландскую территорию.

Фокус с трипсом

С 10 августа срезанные цветы могут попасть из Нидерландов в Россию только после фитосанитарной экспертизы. Для отечественного цветочного бизнеса это дополнительные сложности, но все же пока не запрет, хотя, надеясь на лучшее, он явно готовится к худшему. В прошлом цветы из Нидерландов уже запрещали – например в 2004 году. И тогда, и сейчас претензии связаны с «карантинными объектами», представляющими угрозу для российского сельского хозяйства. Главным образом это западный цветочный трипс – довольно опасный вредитель, который питается цветами и листьями растений и может уничтожить урожай фруктов и овощей.

[:image:]

Трипс для садоводов – не новость, он встречается по всему миру, в том числе и у нас. Более того, трипс постоянно находят в партиях самых разных товаров из самых разных стран – не только цветов, но и ягод, фруктов и овощей. Как раз в этом смысле на Нидерландах свет клином не сошелся. На тех же аукционах FloraHolland, к слову, есть свой фитосанитарный контроль. Неликвид может стоить его производителю права участвовать в торгах, а это, учитывая обязанность участников сбывать свою продукцию только через эту биржу, может означать крах бизнеса. Другое дело, что европейские фитосанитарные нормы мягче и то, что является «карантинным объектом» для России, не всегда является таковым и для стран ЕС. Потому в определенном смысле эти самые «объекты» будут удобным козырем, который при желании всегда можно достать из рукава.

– Трипс опасен прежде всего для тепличных хозяйств, – объясняет кандидат сельскохозяйственных наук Антон Дубенюк, главный садовник Ботанического сада МГУ «Аптекарский огород». – Но они цветы и не покупают. А то, что уходит в розницу, для нашей экосистемы опасности не представляет. Грубо говоря, если трипс будет на букете, который попадет к вам в дом, от него могут пострадать комнатные растения, но этим ущерб и ограничится.

[:wsame:]

Придется начинать сначала

Пока вопрос с цветочным эмбарго висит в воздухе, отечественный бизнес пытается подстелить соломки. Хотя и признает, что в этом случае проще было бы поселиться на сеновале. По словам Ирины Роговцевой, владелицы сети салонов «Королевские оранжереи», ее флористы уже не берут заказы из серии «букет из таких-то цветов таких-то сортов»:

– Стало сложно обсуждать что-то с невестами, потому что мы не знаем, какие цветы будут в наличии через месяц. Сейчас мы просто определяем категорию работы: например, букет яркий, светлый, бледный и пр.

Цветочный бизнес Роговцевой существует с начала 90-х годов – вырос от торговли абхазской мимозой на рынке до сети флористических салонов премиум-класса. Без голландских цветов, говорит Ирина, придется возвращаться назад, в 90-е, когда индустрии цветочного бизнеса в России не было:

– Были лишь стихийные лавочки, серый нечестный ввоз, теневые оптовики. Но за 15 лет индустрия сформировалась: есть салоны, магазины, издательские дома, флористические школы. Наши флористы, кстати, на профессиональных конкурсах не раз становились чемпионами Европы. И мы приучили людей покупать цветы уже не только по большим праздникам, но и просто в дом на каждый день. Жаль будет все это потерять.

[:wsame:]

Импортозамещения не будет?

К дефициту цветов из-за сложностей с поставками из Нидерландов подготовились и оте-чественные производители: закупщики получили от них письма-предупреждения о том, что возможны как перебои с товаром, так и изменение цен. Разу-

меется, в сторону повышения. Однако эксперты в один голос говорят, что волшебное слово «импортозамещение» в случае с цветами не сработает. Максимум, на что тут можно рассчитывать – это увеличение поставок с нынешних 10 до 30–35 процентов от всей потребности рынка.

– Но это будут цветы с высокой себестоимостью и гораздо меньшим ассортиментом, – поясняет Талия Ахметова. – У нас выращиваются лишь простые и относительно дешевые растения.

Цветы в России растят только в теплицах – в основном все хозяйства находятся в Московской, Калужской, Ленинградской, Ростовской областях и в Краснодарском крае. Могут ли производить больше? Теоретически да. Лет через 10–15 и при условии, что первопроходцы получат серьезную господдержку. Цветы, вздыхают специалисты, – это не сыр, производство которого можно наладить за год.

[:wsame:]

– В России выращивать цветы дорого, – говорит Андрей Макеев, владелец цветочного агрегатора FlowWow. – Тот, кто готов вкладываться, традиционно ждет «выхлопа» через 1–2 года. С цветами такое невозможно, потому что нет земли, нет технологий, нет элементарных знаний – за пятилетку, как мы привыкли, все это не осилить.

Цветочники в Сибири и на Дальнем Востоке с надеждой смотрят в сторону Китая, который уже доказал, что умеет растить что угодно в любых количествах. Однако доставлять «флору» оттуда будет несравнимо дороже и дольше, чем из Европы, а цветы – товар скоропортящийся.

Сейчас цветочный бизнес говорит: мы, конечно, выкрутимся. Да, закроются сотни мелких фирм – из тех, что выжили после прошлогоднего падения рубля, тысячи людей потеряют работу. Тут ужмемся, там вспомним старые навыки, оптовики будут искать «пути обхода» (Белоруссия, как обычно, поможет), предприниматели – предпринимать, а потребители – привыкать к новым ценам.

Без цветов, конечно, не останемся. Но насчет того, что красота все-таки спасет мир, уже есть некоторые сомнения.

Свежие новости и актуальные статьи о взаимных ограничительных мерах России и Запада смотрите на странице Санкции и продукты.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика